Раздел Общество
4 апреля 2014, 17:08

Екатеринбургским школьникам предложили представить себя на месте Сашко Билого

Екатеринбургским школьникам предложили представить себя на месте Сашко Билого
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Ученикам 5-й гимназии объяснили «суть произошедшего исторического воссоединения Крыма с Россией». Открытый урок «Мы вместе» провели студенты УрГПУ при поддержке городских властей.

О необходимости дополнительных занятий по истории Крыма заговорили сразу после референдума о вхождении полуострова в состав России. Минобрнауки выпустило методичку о том, как «правильно» относиться к последним событиям в Крыму, легитимность которых отказываются признавать многие страны. Свою версию «крымского вопроса» для школьников на прошедшем сегодня открытом уроке в гимназии №5 представили двое студентов третьего и пятого курсов истфака УрГПУ — Мария и Михаил.

— Один из актуальных вопросов современной истории — воссоединение Крыма с Украиной… Ой, с Россией, прошу прощения… как результат желания многонационального народа! — Мария с выражением читает заранее заготовленный текст, но все равно нервничает. — Крымский полуостров омывают моря Черного и Азовского моря. Благоприятные условия для развития земледелия…

Большая часть урока посвящена истории полуострова. Старшеклассникам обновили знания истории Крыма с древних веков до распада СССР. Студенты-историки изредка задавали вопросы (например, «Как вы думаете, кто были первыми жителями северного Причерноморья?»). Школьники в основном молчали и вопросительно смотрели друг на друга и преподавателей. Несмотря на обещания обновить ЕГЭ в связи с присоединением Крыма, урок никто не конспектировал. Даже тетради и ручки доставать не стали.

Мария и Михаил подробно остановились на периоде «становления государственности в Крыму», а также моменте вхождения Крыма в состав Российской империи после Русско-турецких войн. «Но Россия смогла отстоять свою независимость, и Крым остался в составе российского государства», — победно комментирует Михаил. На разъяснение современной политической ситуации потребовалось минут пять-семь.

— 6 марта 2014 года Крым объявил о референдуме на своей территории в рамках вхождения в состав России. 96% всех жителей Крыма высказались за вхождение Крыма в состав нашей страны. Как вы понимаете, это почти стопроцентный показатель. Все жители Крыма посчитали, что лучше им строить свою судьбу и все дальнейшие отношения в рамках российского государства. У нас появился новый субъект Федерации, — рассказал Михаил.

Школьникам предложили ознакомиться с тремя точками зрения по «крымскому вопросу». Одна из них, по мнению преподавателей, должна была представлять официальную версию России, вторая — Украины, третья -– Америки. Старшеклассники должны были угадать страну по цитате, затем выбрать и обосновать наиболее убедительную, по их мнению, точку зрения.

Вот первая цитата: «Антиправительственные выступления и участники, которые их совершили, перешли к агрессивным силовым действиям. Они совершали захваты административных зданий, нападения на полицию, издевательства над официальными лицами в регионах. В результате центр Киева и многие города на западе оказались захвачены вооруженными национал-радикалами под экстремистскими, антироссийскими лозунгами». К удивлению студентов, сначала школьники предположили, что в приведенной цитате представлена точка зрения Украины. На самом деле Михаил процитировал министра иностранных дел России Сергея Лаврова.

Позицию Украины почему-то представлял не и.о. президента Александр Турчинов, а экс-лидер националистического «Правого сектора» Сашко Билый (Александр Музычко). Преподаватели показали фрагмент знаменитого обращения Билого (на украинском языке и без субтитров). В результате школьники, кажется, поняли только последнюю фразу: «Слава Украине!».

— Хотя бы опираясь на последнюю фразу, мы можем сделать выводы, — взял инициативу в свои руки Михаил. — Больше нечего добавить по этому поводу? Какой аргумент можно привести в защиту точки зрения Сашко Билого, если бы мы поставили себя на место радикальных сил?

Позже, отвечая на вопрос, как именно принималось решение о включении в план урока обращения лидера «Правого сектора», декан исторического факультета УрГПУ Иван Клименко ответил, что «уходить от острых углов было бы, наверное, неверно».

— История — это столкновение, это коллизия. Только в коллизии и в столкновении мнений можно доказать правдивость одной из точек зрения. Может быть, это было жестко, но с другой стороны — справедливо. Может, когда будут выступать другие студенты, они этот вопрос не пожелают включить в выступление. У нас свободное государство, свободные люди, — прокомментировал Клименко.

Точка зрения Америки была представлена высказыванием «представителя США в ООН»: «Россия заблокировала украинские корабли, международных наблюдателей и голоса журналистов, выступающих против Москвы. Но, как я уже отмечала в своем предыдущем заявлении, Россия не может заблокировать правду».

— Это заявление представителя США в ООН, которая обвинила Россию в насильственном захвате власти, присвоении территории Крыма, — прокомментировал Михаил и стал прощаться с учениками. На этом урок был окончен. За все время ни один из девятиклассников так и не решился высказаться ни за, ни против присоединения Крыма к России. После звонка все пошли на обед и уже через час вряд ли могли вспомнить, о чем им рассказывали на занятии.

В скором времени будущие педагоги проведут серию открытых уроков еще в семи екатеринбургских школах. Каждая программа будет составлена самими студентами под руководством методистов и профессоров УрГПУ. По словам Ивана Клименко, при составлении этой программы «особых споров не возникло».

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.