Это вторая серия нашего спецпроекта «УралСтатЕда». Мы показываем реальный уровень инфляции на стоимости продуктов, которые покупаем постоянно. Мы выбрали девять таких продуктов и сегодня, как и обещали, добавляем к ним еще один. Вы выбрали его сами, поучаствовав в голосовании. Вот его результаты:
Итак, мы добавляем в мониторинг макароны. Как и все прочие продукты, они тоже будут нашего, уральского производства. Это принципиально для нас. Основной макаронный производитель на Урале — «Макфа». Так что в тех магазинах, где есть эта торговая марка, мы брали для исследований именно ее.
Кроме макарон в нашем виртуальном холодильнике регулярно будут появляться: молоко, майонез, яйца, курица и вареная колбаса. Хлебница пополняется круглым «Чусовским». В кухонном шкафу — гречка и сахар. В отделении для овощей — картошка. Все, по возможности, наше, местное. Правда, не везде представлены товары одного и того же производителя. И на такие вот случаи мы подобрали товары, схожие по качеству, цене и узнаваемости.
Вот подробный список всех остальных продуктов, которые участвуют в наших исследованиях.
Следить за ценами нам помогают спецы из информационно-аналитического агентства «Один плюс один». Они делают все очень тщательно. Подобные исследования ребята выполняют для областного министерства продовольствия. Мы решили, что помощь от того, кто нормально разбирается в мониторинге цен, не будет лишней хотя бы на первом этапе.
Наши агенты обошли выбранные нами торговые точки перед самым Новым годом, чтобы включить в исследование ценовые «экстремумы». Когда заверстываешь все эти данные в таблицу, становится наглядно видно, например, что «Ашан» — вовсе не «самый дешевый магазин», как прочно засело в сознании многих (см. цены на сахар, майонез, колбасу), а в исторически торговом «Купце» могут накрутить столько, сколько душа пожелает (см. цену на курицу).
Эта таблица составлена на основе данных за этот и прошлый месяц. Последний столбец — это средний арифметический показатель всей строки. По таблице видно, что стоимость большинства товаров повысилась на несколько рублей. Однако нельзя сказать, что в предновогодье они сильно взлетели вверх. Наоборот, можно надеяться, что в течение года ценовые перепады не будут такими резкими.
Вместе с этим заметна корректировка цен на те продукты, которые стоили больше среднестатистического показателя. Пример — колбаса. Предыдущее исследование показало, что при средней цене 344,71 рубля за килограмм в магазине «Купец» в «Гринвиче» она стоит 396 рублей. К Новому году эта цена упала до 349 рублей. Наши эксперты связывают это с влиянием самой публикации.
Александр Рашкин, руководитель информационно-аналитического агентства «Один плюс один»:
— Такое значительное падение цены не может быть связано ни с какими событиями на рынке продовольствия. Я думаю, просто руководство торговой точки увидело ваше исследование и скорректировало цену. «Купец» находится в центре, и торговля связана с этим местом уже долгое время, так что этот магазин часто позволяет себе быть «не в рынке».
Не столь радикальные, но заметные перемены случились в «Купце» с ценой на курицу. В прошлый раз она стоила 168 рублей за кило, а в этот — 129. И все равно это самая высокая цена среди всех исследуемых нами магазинов.
Подтверждает имидж «Купца» и товарная позиция, которую мы ввели лишь сегодня, — макароны. Как видно из таблицы, цена на них здесь выше средней почти на 20 рублей.
А вот самые дешевые макароны продаются в «Кировском». Равно как и самые дешевые колбаса и майонез. Причем разница со средней ценой по Екатеринбургу значительная. Еще две сети, в которых те или иные продукты продаются дешевле всего, — это «Магнит» (молоко, сахар, гречка) и «Ашан» (хлеб, курица, яйцо).
Пока наши данные притираются друг к другу, а торговые сети корректируют цены, мы посчитали реальную продуктовую инфляцию в Екатеринбурге. Просто по сумме средних цен на все наши продукты (учитывая, что в прошлом месяце в таблице не было макаронных изделий). В этом месяце удорожание нашей продуктовой «Корзины-66» составило 0,73%.