Раздел Общество
6 марта 2014, 16:30

Смотрим радио. Путешествие по ту сторону эфира

Смотрим радио. Путешествие по ту сторону эфира
Фото: Ирина Баженова, 66.ru
Большой друг нашей редакции Наум Блик открывает серию публикаций о том, кто, как и зачем делает радио в Екатеринбурге.

В современном мегаполисе радио стало верным спутником жителей, и в первую очередь автомобилистов. В Екатеринбурге в FM-диапазоне вещают 40 радиостанций, большая часть которых входит в состав трех крупных медиахолдингов: радиогруппа Николая Грахова, ВКПМ и «Выбери радио».

Мы решили узнать, что за люди работают на наших радиостанциях, чем они живут и что происходит за кулисами эфира.

Известный факт: Екатеринбург — город во многом уникальный. Уникален он, в частности, большим числом местных радиостанций. Именно по этой причине наш первый визит — в холдинг Николая Грахова, куда входят 8 радиостанций, 6 из которых создают в Екатеринбурге: «Радио СИ» , ROCK ARSENAL, «Джем FM», «Пилот FM», «Радио СК», «Спутник 107 FM», «Эхо Москвы — Екатеринбург» и «Дорожное радио».

В 10:45 на входе в «дом радиостанций» на Ленина, 41/1 меня встречает мой Вергилий — Михаил Симаков, программный директор «Пилот FM». Человек уникальный, легендарный и глубоко мною уважаемый, но о нем чуть позже. Сейчас же он, подобно герою Данте, поведет меня не кругами, но закоулками и коридорами таинственного мира, что скрывается за динамиками радиоприемников и автомагнитол.

Если холдинг Николая Грахова рассматривать как некий живой организм, то радио «Пилот» в нем, пожалуй, лицо!

Вы спросите, почему именно лицо? А я отвечу: потому что «Катапульта»! Утреннее шоу на радио — это самая главная программа, если говорить о музыкальной станции. И именно «Катапульта» — пожалуй, самое рейтинговое радиошоу в Екатеринбурге.

Громогласный хохот Александра Морозова слышно еще в коридоре, Лина Новач и Надежда Стрельникова лишь тихонько хихикают в тени бородатого крепыша. «Катапульта» в эфире!

Александр Морозов — человек-мотор. Не зря он параллельно ведет автомобильную передачу на телевидении. Ему, одному из немногих, удается удачно сочетать в себе три амплуа: радио-, теле- и корпоративного ведущего. По будням в 5:45 он уже на ногах, в 6:45 — на радио, с 7 до 11 ведет «Катапульту», а дальше устремляется на телевидение, чтобы записать очередной выпуск программы о железных конях.

Причем именно работа на радио держит его в необходимом тонусе для того, чтобы везде успевать. Начинал еще на радио «Трек», и по его собственному признанию, радио — лучший старт, если ты решил работать в медиасфере.

Но разговор мы начали не с этого. Я не мог не спросить у ведущего автомобильной телепередачи о его взаимоотношениях с ГИБДД и дорожных правонарушениях.

— К сожалению, бывают у меня нарушения, обычно это превышение скорости. Если я не прав, то никогда не пытаюсь оспаривать или выкручиваться из ситуации, просто иду и подписываю протокол. Вообще у нас с сотрудниками ГИБДД взаимовыгодное сотрудничество в плане популяризации правил дорожного движения. Они к нам в гости в эфир заходят, вместе вырабатываем культуру вождения, чтобы водители не хамили на дорогах и уважали друг друга.

— Ты действительно во время эфира выходишь на крышу?
— Нет (смеется). Это наша фишка, и если люди до сих пор спрашивают — значит, она работает. Я с тем же успехом могу с вертолета пробки в эфире обозревать.

Но не Морозовым единым жива «Катапульта», и к разговору подключаются очаровательные Лина Новач и Надежда Стрельникова. По словам троицы, за семь лет их работы вместе было всякое, но они трепетно и нежно ненавидят друг друга.

— Скажите, есть ли у вас программа мечты?
Лина Новач: — Я хочу сделать программу о детях, где главными героями будут они сами. Уже начала собирать материал, хожу в детские сады и записываю их в привычной для них обстановке. Я пока еще не представляю, как эта программа будет выглядеть, но материал копится. Хочу построить все именно на детских рассуждениях. Думаю, и взрослым будет интересно.
Надежда Стрельникова: — А у меня целых две программы мечты, это «Фитнес-час» и «Море спокойствия». Там я ставлю свою любимую музыку.

Александр Морозов: — Я вижу программу своей мечты прежде всего не зависимой ни от рекламодателя, ни от государства. Причем она может быть о чем угодно, главное — полная свобода действий.

Беседа с ведущими «Катапульты» сопровождается постоянными смешками и подколами. И как говорил герой одной хорошей экранизации: «Посмеяться над собой — значит лишить этой возможности других».

Напоследок дружно расхохотавшись, мы прощаемся, и вот уже Михаил ведет меня дальше, попутно сообщая, что сейчас мы познакомимся с коммерческим директором «Пилота FM», человеком уникальным в своем роде.

— И в чем же его уникальность? — спрашиваю.
— А он помимо этого еще профессиональный скрипач. Играет в оркестре Оперного театра.

Если холдинг Николая Грахова — оркестр, то Андрей Зоммер в нем явно первая скрипка

Нас встретил спокойный, вежливый человек. По его собственному признанию, Андрей Андреевич пошел работать на радио от голода, так как жизнь российского артиста тяжела и, как известно, неказиста.

Родился в Сибири, вырос в Туле. Закончив школу и музыкальное училище, приехал в Екатеринбург поступать в консерваторию. Поступил. В 1990 году закончил ее, отслужил в армии и вступил во взрослую жизнь.

На радио попал очень просто: соседка по общежитию пригласила его поработать менеджером по продажам на первую радиостанцию Екатеринбурга — «Трек». Это был 1994 год.

Бизнес в 90-х годах имел свои особенности, люди не всегда представляли, зачем им реклама вообще и как она работает. В общем, приходилось проводить много разъяснительной работы, да и рекламодатели попадались не всегда адекватные, характерные для того времени.

— Можете вспомнить забавные случаи из того времени?
— Да, таких случаев было множество. Например, однажды автомагазин заплатил нам за месяц рекламы, это был их первый опыт работы с нами. А я на тот момент формировал графики выхода роликов и был уже начальником отдела. Я спешил на репетицию в театр и в суматохе поставил их ролик только на один день, забыв продлить выходы впоследствии. Когда же прошел месяц, я стал подводить итоги и с ужасом обнаружил ошибку. Наш менеджер всегда связывается с заказчиком по истечении срока выходов ролика. Я говорю менеджеру, что, если клиент будет возмущаться, то мы все возместим и компенсируем. Но каково было наше удивление, когда нас даже слушать не стали — горячо поблагодарили и сказали, что эффект потрясающий, от покупателей нет отбоя и есть решение продлить договор.

Был еще случай, уже из новейшей истории, когда наш ведущий 1 апреля в эфире всего лишь один раз сказал, что в одном из магазинов одежды в этот день дадут скидку 90%, если сказать на входе кодовую фразу: «Крэкс, пэкс, мекс». Через пару часов нам стало звонить руководство магазина и спрашивать, чего мы там такого брякнули в эфире. Сетовали на то, что десятки людей бубнят что-то странное на входе и требуют у них 90% скидки. Наш ведущий после этого несколько раз сообщил, что это была первоапрельская шутка, но народ уже было не остановить — они так и шли до самого вечера.

На мой вопрос о том, как же ему удается совмещать работу профессионального музыканта и коммерческого директора, Андрей Андреевич, улыбнувшись, отвечает, что секрет прост: когда устаешь на одной работе, то труд на другой становится своеобразным отдыхом, и наоборот.

Если «Пилот FM» — лицо холдинга, то радио ROCK ARSENAL — его прическа, и тут без вариантов

Заходим с Михаилом в офис, за столом — чаепитие. Сидят две девушки и мужчина, судя по прикиду и выражениям лиц, именно на этом радио они чувствуют себя как дома. Михаил спрашивает по-свойски:

— А Вовка где?
— Вышел, вернется сейчас, — отвечают хором.

Вовкой оказался энергичный, улыбающийся мужчина лет пятидесяти. Разумеется, так его называют только близкие люди и члены старого рок-н-ролльного братства. О Владимире Назимове пишут в рок-энциклопедиях, а за многолетнюю музыкальную деятельность барабанщика он успел поиграть в таких легендарных коллективах, как «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус», «Чайф» и других.

Для ROCK ARSENAL, пожалуй, сложно подобрать более компетентного ведущего, ведь этот человек знает о рок-музыке практически все. Владимир пришел на радио в достаточно зрелом возрасте, буквально пару лет назад. Поначалу казалось, что работа непыльная, но на деле вышло совсем не так, и в первое время приходилось испытывать перед микрофоном состояние, близкое к истерике. Позже путем волевых усилий удалось войти в ритм, настроиться на нужную внутреннюю волну, и теперь музыкант, который за много лет сценических выступлений за барабанной установкой преимущественно молчал, вполне уверенно себя чувствует перед микрофоном в прямом эфире.

— Владимир, что вы можете сказать о состоянии молодой рок-сцены? Может, есть какие-то группы, которые выделяются, на ваш взгляд?
— Имен я бы не стал называть, чтобы никого не обидеть. Скажу честно, что молодые коллективы слушаю мало, но бывает, ребята подтаскивают какие-то записи, рекомендуют. Талантливая молодежь, безусловно, у нас есть. Другое дело, что сыграть «под рок-музыку» совсем не означает сыграть рок-музыку. Уральский рок, например, основан на личном опыте. То есть у людей, с которыми мы тогда начинали, огромный технический багаж. Они переиграли почти все, начиная от Beatles и Rolling Stones, и так далее, вплоть до 90-х. Они эту музыку не просто слышали, они знают, как она делается, они могут ее сыграть. И, конечно же, молодым исполнителям тоже стоит это пройти. В общем, терпение и труд все перетрут.

Если ROCK ARSENAL — прическа холдинга, то «Радио СИ» — его сердце

За 22 года существования «Радио СИ» стало своего рода брендом города и по полному праву считается кузницей кадров.

Меня встречает программный директор Сергей Пучков и Ирина Колобылина — руководитель отдела продвижения и PR.

Для любой радиостанции проведение конкурсов, акций и всевозможных розыгрышей призов — это необходимая и обязательная связь с аудиторией. На «Радио СИ» ежедневно проходит 5–10 розыгрышей. А за все время существования станции призами ведущие одарили более 50 000 человек. Что же касается конкурса «Путешествие к звездам», где разыгрываются поездки на концерты мировых звезд в крупнейшие города мира, то за все время его существования в других странах на шоу за счет «Радио СИ» побывали уже 83 человека.

Но все же радио слушают не только ради призов, конкурсы для слушателей — это в первую очередь повод пообщаться, развлечься, а приз просто служит приятным дополнением к диалогу. Что же касается победителей, то на «Радио СИ» существует своя база счастливчиков и определенная система проведения розыгрышей. Например, если сегодня тебе повезло и ты выиграл конкурс, то твои данные вносятся в список и ты некоторое время не можешь участвовать в розыгрышах. Это делается для того, чтобы дать возможность поиграть другим людям.

Не обходится и без курьезных случаев, связанных с победителями конкурсов, Сергей Пучков рассказал один из них: «В Дубае, на концерте Дженифер Лопес победителей конкурса «Путешествие к звездам» усадили в вип-ложу с шампанским, фруктами и т.д. Они выиграли билеты в эфире и пошли на концерт в наших фирменных желтых футболках, охрана приняла их за вип-гостей, видимо, благодаря этому. В общем, концерт для них получился вдвойне приятным».

На развлекательной радиостанции не только развлекаются: «Радио СИ» проводит социальные и благотворительные акции. Например, программа «Живой уголок» проводится совместно с благотворительным фондом помощи бездомным животным. В ней рассказывают истории питомцев, которых можно приютить. На сайте радиостанции размещены соответствующие фотографии кошек и собак. Цель программы — найти им новых хозяев. Многие слушатели уже откликнулись, и таким образом удалось пристроить более сотни братьев наших меньших.

Ирина Колобылина добавляет: «А те, кто не может взять питомца себе, приносят, например, корма для фонда. У нас есть в распоряжении информационный ресурс, и если с его помощью мы можем сделать доброе дело, почему нам этого не делать?».

Если «Радио СИ» — сердце холдинга, то «Эхо Москвы. Екатеринбург» по праву можно считать его совестью

Именно здесь происходит внутренняя работа по осмыслению происходящего вокруг и обсуждению актуальнейших политических, социальных и культурных тем.

Мы заходим в небольшое, но уютное помещение, где Михаил Симаков знакомит меня с Максимом Путинцевым — главным редактором радиостанции, который, к слову сказать, начинал работать спортивным репортером именно на «Радио СИ».

Максим монтирует свежий выпуск и общается со мной, практически не отрываясь от производства.

Разговорное радио — редкий и специфический формат, как правило, в эфире таких станций мы слышим только голоса ведущих и гостей, но это не всегда так. На радио «Эхо Москвы. Екатеринбург» бывали случаи, когда в эфире играла музыка, хоть это и довольно редкое явление. Однажды в гостях там был лидер группы «Рабфак» Александр Семенов. Говорили о политике в музыкальном творчестве. Композиция Александра «Наш дурдом голосует за Путина» очень хорошо подходила к разговору и прозвучала в эфире.

На мой вопрос о том, кто особенно из гостей эфира запомнился, Максим отвечает: «Лично мне разговаривать с гостями всегда приятно. Тех, кто неинтересен мне и нашей аудитории, в эфире не появится в принципе. Хотя, конечно, всегда здорово, когда гость четко, как острой бритвой, формулирует, когда он способен на экспромт, когда он размышляет на заданную тему, умеет парадоксально и нешаблонно мыслить — вот тогда от беседы получаешь особое удовольствие. Из наших в этом смысле особенно хорош Александр Перцев, из приезжих вспомнил бы Алексея Венедиктова, Эдварда Радзинского, Владимира Познера, Виктора Шендеровича, Дмитрия Быкова (простите, кого не перечислил — не потому что забыл, а потому что места не хватит). Последний, кстати, всё интервью играл на компьютере в «Минера», при этом ни разу не сбившись, отвечая на вопросы мои и слушателей. Хотя, конечно, когда гость смотрит не на тебя, а исключительно в монитор своего компьютера — очень непривычная ситуация».

Максим признается, что за много лет работы ежедневные новости уже особо не трогают и не расстраивают, такова профессиональная деформация. Но в то же время огорчают все депутатские инициативы с посылом «запретить и ужесточить», которых становится все больше. От усыновления американцами до оскорбления патриотических или религиозных чувств. А искренне, по-человечески его всегда радуют новости об обычных людях, которые делают что-то хорошее. Причем совершенно не заботясь о том, узнает кто-то об этом или нет. В такие моменты становится ясно, что именно на них всё в нашей стране и держится.

Если радио «Пилот» — лицо холдинга, то Михаил Симаков — очки на этом лице

Все-таки некоторым лицам очки придают статуса, значимости, да и вообще — без них порой совсем ничего не видно.

Михаил — коренной свердловчанин, саксофонист, вокалист легендарной рок-группы «Апрельский марш», отец троих детей, интересный и вдумчивый собеседник. Работает на радио с 1991 года.

Мне еще не доводилось встречать людей, которые бы часами с такой страстью и вдохновением могли говорить о радио:

— За последние 10 лет интернет сильно изменил нашу жизнь, но разговоры о том, что он убьет радио, мне представляются неуместными. Например, в Америке они уже закончились; начинались там же. Я полагаю, что, если что-то и исчезнет, то ни в коем случае не радиостанции, а способ доставки сигнала до слушателя в виде электромагнитных волн, идущих от антенны передатчика.

Вчера я ехал в автобусе и видел, как девушка слушала радио на своем смартфоне. У нее было загружено порядка 30 радиостанций в списке, так вот каждую она слушала по 5 секунд, и по кругу просто прокручивала список. Когда я выходил, она пошла на третий заход. Человек не может вместить в себя все, он так или иначе выберет что-то любимое для себя и будет это слушать. К тому же, радио — это не только музыка, это еще и речь. И многие люди узнают новости от местных станций, дозваниваются в прямые эфиры, участвуют в жизни радио. Также есть определенные ведущие, например, Александр Морозов. Это человек, который живет здесь и говорит о вещах, важных екатеринбуржцам. Он свой, он рядом. И люди будут его слушать. Думаю, что с переходом радио полностью в интернет-пространство местные радиостанции только расцветут.

Вообще у Екатеринбурга и его радиорынка свои особенности. Наш город — самостоятельный и компактный, а екатеринбуржцы — народ вдумчивый и в некоторой степени стремящийся к перфекционизму. У нас есть чувство персональной ответственности, все на виду. Плюс наш рок-клуб изначально котировался на уровне московского и питерского рок-клубов, а это тоже характерная особенность. Так получилось, что президент нашего клуба Николай Грахов и администратор, который тогда там работал, Рудольф Стерхов начали радиовещание в Екатеринбурге. В 1991 году появилось радио «Трек», потом через месяц «Радио СИ». То есть негосударственное радио у нас началось с собственных станций, а не с федеральных. И это тоже повлияло на развитие радиорынка. Такая тенденция сохраняется до сих пор, то есть местных радиостанций у нас почти треть, в отличие от других городов-миллионников, где преобладают федеральные каналы.

— Какие существуют стереотипы и заблуждения о радио?
— Во-первых, стереотип о том, что можно за деньги крутить песню на радио. До сих пор музыканты приходят и спрашивают, сколько стоит прокрутить их песню. Может быть, где-то и были случаи, что песни ставили за деньги, но там, где я работал, — никогда. В Москве, например, небольшие станции экспериментировали таким образом и официально брали деньги за прокрутку песен, но их сейчас уже не существует. Это путь в никуда.

Второе — заблуждение насчет призов. Некоторые люди думают, что призы на радио разыгрываются между родственниками сотрудников. Это не так. Корень этого стереотипа, видимо, в том, что у русских людей десятилетиями в сознании укреплялось мнение о том, что их пытаются обмануть. Меня это попросту огорчает. Нам, наоборот, интересно, чтобы именно слушатель выиграл приз и рассказал потом друзьям о своей удаче. У нас на радио конкурсы максимально прозрачны.

Третье заблуждение касается того, будто бы на радио сложно устроиться без специального образования. Это тоже не так. У нас работают единицы людей с факультета теле-радиожурналистики. Мы всегда были и будем заинтересованы прежде всего в ярких личностях. Главное — чтобы человек умел нормально произносить слова, без дефектов речи, у него должен быть приятный голос, ему необходимо иметь определенный интеллектуальный багаж и хотеть что-то сказать людям.

— Каким вы видите радиоформат будущего?
— Наверное, это персональное радио. Если раньше для радиостанции нужен был офис, оборудование и т.д., то в будущем радио может стать чем-то похожим на современные блоги, когда один или несколько человек будут составлять свои плей-листы, создавать передачи, рассчитанные на свою конкретную аудиторию. Конечно же, их вещание будет производиться через интернет. Причем они смогут зарабатывать таким образом, в том числе с помощью пожертвований слушателей, как, например, происходит в Америке на общественном радио. И если такая тенденция будет иметь место, то акулы радиобизнеса не смогут это игнорировать и, вполне возможно, начнут договариваться с такими людьми о совместной деятельности. В общем, будущее радиовещания мне представляется весьма ярким и многообразным.

Путешествие по ту сторону звука оказалось весьма увлекательным. Но на этом путешествие не заканчивается, и в новых выпусках спецпроекта мы увидим новых героев наших радиостанций.

Текст: Наум Блик
Фото: Ирина Баженова

Фото: Ирина Баженова, 66.ru