Раздел Общество
29 июля 2013, 11:40

У нас так же будет? Как потратили 230 миллиардов в Казани

У нас так же будет? Как потратили 230 миллиардов в Казани
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
На перестройку города к Универсиаде были потрачены сотни миллиардов рублей, львиная доля которых пошла на улучшение инфраструктуры. Портал 66.ru оценил, как изменилась столица Татарстана.

Чуть больше недели назад в Казани завершилась Универсиада. Бригада Портала 66.ru провела в столице Татарстана два последних дня этого мероприятия. Только вот на соревнования мы не ходили — мы решили повнимательнее посмотреть на город и его инфраструктуру.

Если ничего не случится, то в 2018 году в Екатеринбурге пройдет чемпионат мира по футболу. Мы ничуть не сомневаемся, что спортивная часть мероприятия будет проведена на высшем уровне. Но вот что наш город сможет предложить гостям, какая инфраструктура останется жителям после ЧМ? Думаю, что казанский опыт может пригодиться.

Всего в Казани построили 149 дорог, общая их протяженность составляет 212 километров. Кроме этого возведены 44 пешеходных перехода.

В столицу Татарстана мы рискнули поехать на авто, именно поэтому первые впечатления связаны с дорогами. Пять лет назад (как раз незадолго до этого республика получила право на проведение Универсиады) я уже приезжал в город на автомобиле. Но тогда ничего особенного в плане организации дорожного движения не заметил.

В этот же раз — удивление за удивлением. Например, поворачиваю направо и вдруг обнаруживаю, что попал на полосу для общественного транспорта. Пока перестраиваюсь, мой антирадар истошно пищит — оказывается, тут же установлена камера, которая не только скорость фиксирует, но и выезд на выделенную полосу. Надеюсь, что все-таки штраф не получу. Уже после приезда домой выяснил, что в Казани такие полосы есть на 49 (!) улицах, а на время Универсиады они появились еще на 45.

К Универсиаде в Казани появилось 11 новых развязок.

Кстати, водители по этим полосам практически не ездят, поскольку камерами, по ощущениям, покрыт весь город. По данным сайта drom.ru, на конец прошлого года на вооружении ГИБДД республики стояло уже около 160 радарных комплексов с видеорегистраторами. Они ежедневно фиксировали порядка 13,7 тыс. нарушений ПДД, а всего за прошедший год в республике было выписано около 5 млн штрафов, по предварительным оценкам, на сумму не менее 1 млрд руб. Впечатляет. И если сначала ты напрягаешься, что за тобой постоянно следят, то затем просто перестаешь нарушать. Проблема исчезает.

В Екатеринбурге о необходимости строить развязки говорят давно, но пока их можно пересчитать по пальцам одной руки. В Казани же ты заезжаешь на одну, перестраиваешься, заезжаешь на другую. Именно поэтому мы с коллегой не сразу смогли доехать до нужной нам гостиницы — по доброй татарской (русской) традиции многие сооружения запустили накануне старта Универсиады. Именно поэтому навигатор половину развязок не знал, хотя у меня и стояла последняя версия карт.

В Казани построили новую выделенную трамвайную линию. Ее протяженность 27 километров (32 остановки). Время прохождения 58 минут. Скорость и бесшумность хода обеспечены применением новой технологии укладки рельсов — бесшовной сварки стыков. Только вот к Универсиаде успели запустить лишь четыре современных подвижных состава. Остальные — пока старые.

Конечно, бросился в глаза и общественный транспорт — по специально выделенным полосам курсируют десятки одинаково красных автобусов. Отчетливо помню, что пять лет назад столица Татарстана массово закупала китайские автобусы — они вполне прилично выглядят, стоят существенно дешевле конкурентов.

Вроде бы неплохое решение. Но говорят, что качество китайских машин оказалось уж слишком посредственным — их приходилось регулярно ремонтировать, периодически они вставали колом в рабочее время. К Универсиаде Казань от них стала отказываться. Примечательно, что многочисленные «Хайгеры» не просто списали, с ними поступили весьма рационально — продали в соседние регионы (Челябинск, Киров, Ульяновск, Ижевск, Пермь).

Казань сделали максимально удобной для людей с ограниченными физическими возможностями.

Ставку в Казани сделали на родные НефАЗы и белорусские МАЗы — за полгода до Универсиады закупили около 460 новых автобусов. При этом львиная часть из них (391) большой вместимости, 70 — среднеразмерные. Причем практически все они низкопольные. По сути, обновили автобусный парк наполовину (всего по городу курсирует 967 единиц автобусов).

Отдельная история с метро. Сейчас в Казани работают десять станций, при этом три из них были открыты в мае этого года. Общая протяженность городской подземки достигает 17,2 км, которые поезда преодолевают за 24 минуты. Линию обслуживают 12 электропоездов.

Все автобусы в городе — исключительного красного цвета.

Казанский метрополитен был открыт 27 августа 2005 года, во время празднования тысячелетия со дня основания города. Казанское метро считается самым безопасным в мире, а также одним из самых коротких. Протяженность метрополитена 15,8 км, общий пассажиропоток около 73,5 тыс. человек в день. Сейчас на метро приходится около 8% пассажиропотока. По некоторым данным, на строительство потратили 14 млрд рублей. Станции красивые, удобные. Но больше всего меня поразило, что спуск в подземку максимально удобен для людей с ограниченными физическими возможностями (об этом расскажем в отдельном материале).

Во время Универсиады в Казани запустили пилотный проект по раздельному сбору мусора. К оформлению контейнеров подошли весьма творчески.

В итоге за два дня у меня возникло четкое убеждение, что казанские власти потратили деньги не впустую. Кстати, один из жителей столицы Татарстана мне так и сказал: «Вот когда праздновали тысячелетие в 2005 году, было много напускного, показухи. Сейчас же как-то сделали все по уму. Хотя, конечно, было очень много недовольных, так как было много закрытых дорог. Но теперь люди увидели результат и стали даже шутить, что пусть эта Универсиада продолжается как можно дольше».

Антон Носик, блогер:

— Я посмотрел Казань, в которой не был полтора года. И я потрясен увиденным — такое количество всего здесь построено, как это прилично выглядит, как это все грамотно спланировано. Здесь есть даже парковки, на которые у Москвы с ее многомиллиардным бюджетом нет денег. Плюс к тому есть общественный транспорт, который по-человечески выглядит.

Кстати, в татарских СМИ уже есть информация о том, что построят к следующим масштабным событиям — чемпионату мира по водным видам спорта в 2015 году и футбольному мундиалю в 2018-м. И похоже, что казанцы вошли во вкус — в одном из ведущих интернет-СМИ Татарстана незадолго до закрытия Универсиады вышла статья «Почему Путин татар любит». Среди прочего в ней говорится, что Казань может перехватить «Экспо-2020» у Екатеринбурга.

В Казани сохранили надземные переходы на пешеходной улице. В Екатеринбурге, например, на Вайнера — исключительно подземные.

Цитата из статьи:

— Облажаться с Универсиадой означает поставить жирный крест на будущем этой модели. Поставить крест на всех тех усилиях, что предпринимаются сегодня, например, ради того чтобы перенести в Казань всемирную экономическую выставку — «Экспо-2020». Вот уж действительно мегасобытие. Сопоставимое по финансовым затратам с настоящей Олимпиадой.

И я не удивлюсь, если так и случится, поскольку своими глазами увидел, что в Татарстане крупные мероприятия проводить умеют, да еще и с максимальной пользой для себя.

Благодарим компанию «МегаФон» за помощь в организации поездки на Универсиаду в Казань.

Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru