Министерство регионального развития и Федеральная служба по тарифам придумали, как ограничить рост коммунальных платежей. Ведомства предлагают вернуться к системе предельных индексов, которые действовали до 2012 года.
Несмотря на то, что повышение коммунальных тарифов произойдет только 1 июля, жители регионов уже сейчас почувствовали увеличение платы за коммуналку. Связано это с тем, что многие субъекты РФ увеличили нормативы потребления комуслуг, а также изменилась методика расчета оплаты за общедомовые нужды. Раньше ее вычисляли, исходя из объемов потребления. Сейчас — исходя из площади помещения. Кроме того, несколько регионов перешли на оплату потребления тепла по факту. И это спровоцировало рост зимних платежей, пишет «Российская газета».
Согласно проекту, который предлагает Минрегион и ФТС, регионы сами будут устанавливать нормативы потребления тепла с учетом продолжительности отопительного сезона. Кроме того, по мнению чиновников, необходимо разрешить пересматривать нормативы, установленные с 1 января 2013 года.
Президент России Владимир Путин на недавнем совещании потребовал вернуть гражданам деньги, переплаченные за коммунальные услуги, и предложил ограничить рост ежегодных платежей шестью процентами.
На недавней встрече с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым глава министерства энергетики и ЖКХ Николай Смирнов заявил, что мониторинг не выявил в городах Среднего Урала роста платежей за услуги ЖКХ.
Во-вторых, разработчики, а затем пользователи Правил № 354 (УК, ЖКХ) нарушают ЖК РФ, в первую очередь, - по двойной оплате за общедомовые нужды, т.к. «Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя (п. 2 ст. 154 ЭК РФ) :
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- плату за коммунальные услуги».
Возможность распределения платы за общедомовые нужды по площади также не предусмотрена в ЖК РФ. Она применима только к содержанию жилья (без коммунальных услуг). Кроме того упомянутое распределение платы не соответствует принципу разумности и справедливости, так как площадь жилого помещения не влияет на расход воды и электроэнергии в местах общего пользования.
Одновременно, в ЖК РФ используется понятие «содержание общего имущества», а Правила № 354 – подменяют его на «коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды», коротко – «общедомовые нужды», что не соответствует логике ст. 154, 158 ЖК РФ, как в части двойной оплаты, так и в части введения статьи расходов - коммунальные услуги на «общедомовые нужды», чего в ЖК РФ нет.
Кроме того, термин «общедомовые нужды» неопределённый и вводит потребителя в заблуждение, что является нарушением прав потребителей: понятие «общедомовые нужды», как это следует из ответа МУП «Центра муниципальных услуг» и управляющей компании используется, как в смысле «нужды общего потребления» («содержание общего имущества»), так и в значении «суммарные нужды для всего дома».
Приведённые формулы должны показывать нулевые выплаты за «общедомовые нужды», исходя из закона сохранения. Естественно, это выполняется, если нормы расходов определены корректно. Другими словами: нормы необходимо определять по балансу, а не требовать деньги с граждан по «кривым» нормам.
Например, вода, поступающая в дом потребляется только «в жилых и нежилых помещения» (терминология Правил № 354), даже включая дыры в трубах, содержание магазинов, других арендаторов, так как других помещений не бывает!
Разработчики Правил № 354 умышленно применили формулы, для определения общедомовых нужд, не предусмотренным ЖК РФ способом. Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ расход ресурсов может определяться только по показаниям приборов учёта или по утверждённым нормативам. Разработчик Правил № 354, место прямого использования показаний приборов учёта в помещениях общего имущества или нормативов потребления ресурсов по ним, как установлено п. 1 ст. 157 ЖК РФ, в формулах для расчётов, например ф. 11 в п. 11, ф. 12, в п. 13, обязывает использовать разницу между объёмом потребления ресурса по всему дому и расходом ресурсов во всех жилых и нежилых помещениях. Это равносильно тому, что с гражданина вместо справки о том, что он холостяк, затребовать справку о том, что он не женат на всех женщинах Мира.
Кроме того, применение нового способа обязывает управляющие компании знакомить потребителя с показаниями всех приборов учёта, как в жилых (квартирных), так и нежилых помещения, раз уж эти показатели указаны в формулах, что не соблюдается.
Таким образом, утвержденные новые коммунальные правила в части «обещедомовых услуг» только по части выявленных и приведённых в комментариях фактах дают основания предполагать о наличии элементов коррупции в Правилах № 354, предусмотренных «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, а именно:
- чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества;
- принятие нормативного правового акта за пределами компетенции, например, в части содержания некорректных технических расчётов;
- закрепление административного порядка предоставления права (блага) без учёта закона «О защите прав потребителей», в первую очередь;
- употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
Пора бы уже, для начала, стабилизировать их повышение - максимум на уровне НЕ БОЛЕЕ официальной инфляции, а затем вовсе принимать все необходимые меры к их снижению!