Раздел Общество
3 декабря 2012, 13:40

Анна Матвеева, писательница: «Не хочу, чтобы мои дети меня читали»

Анна Матвеева презентовала в Екатеринбурге сборник рассказов и рассказала Порталу 66.ru, как читатели уже поиздевались над названием книги, почему она решила ничего пока не писать и за что любит Колю Ротова.

Анна Матвеева — в Екатеринбурге личность известная, и знают ее не только по книгам. Спасибо семье: дедушка был знаменитым минералогом и одним из основателей Горного университета, родители — авторитетные лингвисты, а муж — основатель ТАУ Иннокентий Шеремет. Впрочем, только в роли «Кешина жена» Матвеева никогда не была — в литературных кругах ее замечают, хотя и редко, но метко: Дмитрий Быков, например, назвал ее повесть «Перевал Дятлова» «лучшей вещью в русской литературе 2001 года». На счету писательницы, чей жанр один из критиков охарактеризовал «городской женской прозой», — премии журнала «Урал» и итальянской Lo Stellato, ее повести и рассказы выходили в финал премии Белкина и премии имени Юрия Казакова. Последняя книга Матвеевой — роман «Есть!» — вышел два года назад, а сейчас писательница презентовала в Екатеринбурге новый сборник рассказов «Подожди, я умру — и приду».

— Долго готовили новую книгу?
— Нет, это вообще самая моя неожиданная и самая не ожидаемая книжка. Обычно она вынашивается долго. Банальное сравнение, но это действительно похоже на рождение ребенка: ты его ждешь, представляешь, каким он будет, потом встречаешься с ним, растишь… С моими книгами всегда было так же, но эта — исключение, еще в феврале я не знала, что она появится. Это самая быстрая моя книжка, самая скорострельная.

— В чем идея сборника, по какому принципу туда рассказы включали?
— Здесь все имеет отношение либо ко времени, либо к месту. Каждое название отвечает на вопрос либо «когда?», либо «где?». Сначала я хотела назвать сборник «Время и место», мне казалось — ой, как это оригинально, такого никогда ни у кого не было. Потом выяснилось, что было, тогда я подумала — не назвать ли книгу «Когда и где», но тут сразу ответы какие-то напрашиваются в рифму… Нынешнее название предложили издатели, но и над ним уже все поглумились. Вчера мне рассказали новую версию — «подожди, я приду и умру». Есть еще вариант — «подожди, я умру и пришлю». Можете продолжить, я с удовольствием буду это все записывать.

— Вообще фраза эта откуда появилась?
— Мне ее сказал собственный сын, представляете? Можете догадаться, к чему она относится?

— Понятия не имею.
— Ну все же просто: когда ребенок играет в компьютерную игру, и его мама зовет, то ему надо, чтобы его герой сначала умер, и только тогда он сможет уйти куда-то, чтобы потом вернуться и начать новую игру. И я так назвала рассказ свой, он почему-то детям очень нравится. Я вообще превращаюсь в детского писателя. Мы с сыном недавно были в путешествии, и я начала там писать новый рассказ, дала ему почитать. И его захватило — для меня это было невероятно важно, ведь удержать интерес ребенка очень сложно. А он прочел все эти 45 тысяч знаков и спросил: «А что будет дальше?». Я говорю: «Я еще не придумала». И он начал сам придумывать продолжение.

— Ваши дети все ваши книги читают?
— Нет, и я не хочу, чтобы они меня читали — пусть вырастут сначала, пусть время пройдет, у меня все-таки недетские книжки. Правда, один из сыновей недавно прочел Фрейда — по-моему, это совершенный ужас, но я уже не пытаюсь на их вкусы влиять. Другие дети тоже читают что-то ужасное — Лавкрафта, например. Я сама его читать боюсь.

— Что-то новое сейчас пишете?
— Нет. И, наверное, долго не буду писать. Очень хочется примерить что-то новое для себя, начать какое-то новое дело. Пока не знаю, что. Хотя то, что уже начато, я, возможно, когда-нибудь доделаю, но в ближайшее время новых книжек не будет. Так что читайте медленно.

— А получится не писать?
— Наверное. Это же связано с какими-то внутренними ощущениями — мне кажется, сейчас надо подкопить что-то внутри, помолчать.

— Ну взрослые-то члены семьи, близкие ваши — читают ведь вас?
— Ну конечно. И я об этом всегда помню: то, что я сейчас напишу, прочитают мои близкие. Вообще, это интересный вопрос — насколько автор может разоблачиться в своей прозе. Я пока не готова, полностью разоблачиться все-таки не могу. Вот если годам к 70-ти не брошу писать — вот тогда, наверное, расцвету, расскажу все как было.

— Судя по новой книге, да и по многим вашим остальным романам и рассказам, вы не большой любитель хэппи-эндов?
— Ну почему, мне кажется, в новом сборнике нет совсем уж плохих концов. Ну один только, пожалуй — где девушка утопилась, но, извините, она себя так безобразно вела на протяжении всего рассказа!… Кстати, в этом году у меня впервые в жизни случилось так, что мне стало ужасно жаль своего героя. Такой мальчик хороший, но с ним все равно все не будет плохо. Я так хочу, чтобы у него все наладилось, но уже нет, уже не выйдет. В первый раз такое у меня.

— То есть не можете влиять не героев, они живут своей жизнью?
— Хорошо выписанные герои начинают жить своей жизнью — это правда. Они отвоевывают себе какую-то свою территорию. Причем, как правило, это отрицательные герои, потому что положительных героев сложнее качественно сработать — они обычно все настолько правильные и скучные, что сразу получаются картонными.

— Когда вы пишете — утром, днем, ночью?
— По-разному, но чаще ночью — все уже спят, никто не мешает. Вообще у нас в семье нет «культа писателя», когда все ходят на цыпочках и шепчут: «Тихо! Мама работает!». Нет, пинком дверь открывается, и заходит кто-то с очередной безумной идеей. Может, я сама в этом виновата и неправильно все это позиционирую…

— В литературе проблема пиратства сейчас так же остро стоит, как в музыке, например?
— Да, и это ужасно. Все есть в Сети, к сожалению, права авторов не учитываются совершенно. Книжки в магазинах в первое время еще продаются, а потом они появляются в интернете — и все, издатель терпит убытки, писатель плачет в подушку. Да я сама качаю книжки, так что чья бы корова мычала... Но проблему эту нужно решать, она первоочередная. Потому что если издатели перестают зарабатывать, они перестают издавать, писатели перестают писать — и все.

— Кстати, вы — не как писатель, а как читатель — что посоветовали бы почитать?
— Алексея Иванова — обязательно, у него все шансы стать великим русским писателем, он уже классик. Марину Степнову — это моя подруга, она получила на прошлой неделе третью премию на «Большой книге» за роман «Женщины Лазаря» — прекрасный роман, просто чистая радость. А вообще мы разучились выбирать книги. Очень много всего. Можно еще выбрать из двух-трех книг, но когда их сто — очень трудно выбрать.

— В ваших книгах всегда много музыки — в том или ином виде. Раз уж пошли рекомендации — что послушать?
— Вы знаете, я открыла для себя исполнительницу шикарную совершенно — Elizaveta, настоящее имя ее — Елизавета Игоревна Хрипунова, она сейчас работает в Лондоне и делает невероятной красоты музыку. Еще я очень люблю песни Коли Ротова — когда мне очень грустно, я ставлю его альбом сразу. Ну это же чистый восторг, ну как это можно не любить?

Чтобы получать лучшие материалы дня, недели, месяца, подписывайтесь на наш канал. Здесь мы добавляем смысла каждой новости.