Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Подземелья Екатеринбурга — 6: там, где рождается тишина

17 ноября 2012, 10:00
Подземелья Екатеринбурга — 6: там, где рождается тишина
Фото: Дмитрий Горчаков; 66.RU
Портал 66.ru продолжает исследовать удивительные места Екатеринбурга. Нас ждет открытое подземелье. Более 100 метров вглубь земли. Чтобы дойти до него, мы прошли розовый снег и хапнули дозу тальковой руды.

Есть в Екатеринбурге и его окрестностях места, которые назвать подземельями можно лишь условно. Но при этом все же приходится спускаться далеко вглубь земли. К таким чудесам можно отнести заброшенный карьер «Старая линза», который находится в поселке Шабры.

Добраться до карьера очень легко. Автобус 9 маршрута идет от остановки «Южная» до конечной, самого поселка Шабры. Время в пути занимает около 40 минут. Проезд стоит, как в обычном городском транспорте, 23 рубля. Компанию нам составил наш неизменный спутник, диггер, любитель экстремальных путешествий Руслан Карамов.

Сам поселок Шабры возник в 1880-е годы, когда здесь начались разработки минерального сырья — крупнейшего на Урале и в стране месторождения тальково-магнезитового камня.

Ни в какой Карабаш ехать не нужно, вся таблица Менделеева — в Шабрах.

Из трубы комбината валил дым точно такого же цвета, он, видимо, и стал причиной характерной окраски снега. Свойства дыма пришлось испытать и на себе. В горле появился странный привкус железа, стало щипать глаза. Доза тальковой руды была получена.

Дойдя до конца узкоколейки, поворачиваем налево и далее немного в горку. Рядом с заброшенный карьером действует еще один. О том, что работа здесь ведется полным ходом, свидетельствуют постоянно снующие то туда, то сюда машины, перевозящие тальк.

Неугомонный кот Мусик.

Когда сторожа взяли это животное к себе, сначала думали, что это кошка, и назвали ее Мусей, потом оказалось, что все же это кот, и переименовывать не стали. Так Муся стала Мусиком. Ему всего 4 месяца, но боевой нрав уже дает о себе знать: пока мы общались с оператором насосной станции, Мусик успел покусать и фотографа Портала 66.ru Дмитрия Горчакова, и нашего диггера Руслана Карамова, и, конечно же, журналиста.

Виталий Егорыч рассказал, что отдал Шабровскому тальковому комбинату 39 лет жизни, испортил здоровье, потом пошел работать сюда, на «Старую линзу».

Оператор насосной станции Виталий Егорович отдал Шабровскому комбинату 39 лет.

Виталий Егорович, сторож, оператор насосной станции:

— На самом деле карьер может еще возобновить работу. Правда, нужно ли это российским властям? Западные бизнесмены часто проявляют к нему интерес. Например, во время саммита ШОС на «Старую линзу» приезжала делегация из Индии, хотели купить карьер, походили, посмотрели, но так все на уровне разговоров и осталось. Вот так и живем, откачиваем воду и откачиваем. А карьер никому не нужен.

Здесь очень тихо и очень красиво. Говорят, что красиво в любое время года.

Покидать это место очень не хотелось. Поднимаясь на поверхность, невольно прощаешься с тишиной, которая окутывала тебя последний час, и погружаешься в шум города. Странные ощущения перехода из тишины в реальность. Внизу кажется, что время остановилось, а наверху — оно несется стремительно.

По дороге обратно увидели заброшенный и никому не нужный, одиноко стоящий экскаватор производства «Уралвагонзавода».

Заброшенный экскаватор «Уралвагонзавода» на поверхности карьера.

И даже здесь был Холманских. Вот она, реальность жизни.

Дмитрий Горчаков