Раздел Общество
11 октября 2012, 18:00

Екатеринбург враждебный: репортаж из инвалидного кресла

Екатеринбург враждебный: репортаж из инвалидного кресла
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Журналист Портала 66.ru проверил на себе, каково быть человеком с ограниченными возможностями в мегаполисе. Под конец путешествия градус ненависти ко всему окружающему миру зашкаливал.

На прошлой неделе администрация Екатеринбурга составила туристическую карту города для инвалидов-колясочников. Чиновники отметили на ней многие достопримечательности, музеи, театры и киноплощадки, отели, кафе и рестораны, спортивные сооружения и торговые центры. К каждому объекту были даны комментарии о наличии условий для комфорта инвалидов: пандуса, специального туалета и лифта.

В этот список вошли пешеходная зона на улице Вайнера, городская администрация, проспект Ленина, бизнес-центр «Высоцкий», Белый дом, Храм-на-Крови и многие другие. Выпуск путеводителя приурочили к проведению в столице Урала второго Российского конгресса людей с ограниченными возможностями.

Портал 66.ru решил на своей шкуре проверить, как ощущает себя инвалид в городском пространстве.

Комфортно ли ему передвигаться по городским улицам? С какими проблемами сталкивается человек, который по воле судьбы попал в инвалидное кресло? Честно, заранее просим прощения у людей с ограниченными возможностями. Для нас это было не более чем испытание, вам же приходится сталкиваться с этим каждый день.

Для проведения эксперимента мы взяли у знакомых инвалидное кресло. И для начала провели тест-драйв: проехали по коридору нашего офисного здания.

Во время испытания стало ясно, что нас ждет на улице. Передвигаться по линолеуму помещения намного проще, чем по асфальту. После 5 минут усиленной работы руки, крутящие колеса кресла, очень сильно устают. Тест-драйв проведен, город нас ждет.

Начинаем свое путешествие рядом с ТРЦ «Гринвич» на пересечении улиц Вайнера — Радищева. Первое препятствие — подземный переход.

Тут же отмечаем, что спуски для инвалидов здесь существуют, но они настолько круты, что даже при наличии перил для спуска улететь вниз можно запросто. Фотограф Портала 66.ru Дмитрий Горчаков берет на себя роль сопровождающего, разворачивает инвалидное кресло и начинает спуск.

Во время пути мы также поставили перед собой задачу посмотреть, сколько людей совершенно добровольно предложат свою помощь человеку в инвалидном кресле. Рядом с нами по лестнице спускался мужчина, он тут же предложил помочь. «Ничего, спасибо, конечно, но справимся сами», — ответили мы. Один человек оказался отзывчивым.

Благополучно спустились, проехать по подземному переходу не составляет особого труда. Но подняться на поверхность из перехода самостоятельно — невозможно. Очень крутой подъем.

Приходится снова просить Дмитрия помочь в этом нелегком деле.

Наконец поднимаемся из перехода. Дальше — своим ходом по улице Вайнера. Интересно, что как только ты садишься в инвалидное кресло, ты начинаешь замечать то, что не замечаешь в жизни обычно. Инвалиды воспринимают каждую неровность на дороге, каждый подъем и спуск как препятствие, с которым приходится сталкиваться каждый день.

Тут камень неправильно лежит, тут неровность, тут спуск, тут подъем — а это уже настоящие испытания для маломобильного человека. От напряжения и постоянной работы устают руки, приходится делать несколько остановок в пути, чтобы передохнуть.

Подъезжаем к подземному переходу на Вайнера — Радищева. Согласно составленной городскими властями туристической карте, это единственный переход, который оборудован лифтами для инвалидов. Он расположен с левой стороны от перехода.

Подъезжаем к двери, нажимаем на кнопку вызова оператора, чтобы дверь открылась. Ждем секунд 40. В громкоговорителе раздаются трели, извещающие о том, что дверь открыта.

Но и тут натыкаешься на небольшое препятствие. До двери еще надо дотянуться, открыть ее, отъехать подальше и, придерживая дверь, чтобы она не захлопнулась прямо перед твоим носом, въехать в эту кабинку. Тут надо приноровиться, но без помощи Дмитрия все равно не получается этого сделать. Въехали. Нажимаем кнопку вызова, заезжаем в лифт, нажимаем кнопку вниз, спокойно спускаемся. При выезде из лифта опять упираемся в закрытую дверь: чтобы въехать в переход, необходимо нажать кнопку.

Жмем. И пока нажимаем одной рукой кнопку, второй необходимо дернуть ручку двери на себя, открыть дверь и попытаться выехать, пока она не захлопнулась. Опять без дополнительной помощи не обойтись.

Чтобы подняться из перехода, необходимо проделать то же самое, что мы проделали перед тем, как спуститься. Сперва дверь, снова кнопка вызова, снова кабинка, снова лифт, снова подъем, опять дверь, опять кнопка и наконец-то — свобода. Итак, улица Вайнера.

Выехав на поверхность, мы замечаем человека в инвалидной коляске, который остановился рядом с переходом. Он собирает милостыню. Рядом с ним чувствуешь себя очень неуютно.

Ты по-настоящему можешь ходить, ты можешь чувствовать мир совершенно иначе. Но ты понимаешь, что этот парень уже никогда не встанет из инвалидного кресла. От этого на душе становится больнее.

Плитка, которой вымощена улица Вайнера, положена ровно, поэтому передвигаться здесь не так сложно. Двигаемся в направлении проспекта Ленина. Впереди одна из самых людных частей улицы Вайнера — вход в ТЦ «Успенский». Горожане и гости города гуляют, общаются, сидят на скамейках, слушают музыку, радуются жизни. Идущие тебе навстречу сначала замечают инвалидное кресло, потом долго и пристально рассматривают тебя. Те же, которые стоят к тебе спиной, просто не замечают маленького человека, который нуждается в помощи. Некоторые просто не хотят уступить дорогу, несутся по своим делам, едва не налетая на человека в инвалидном кресле. Каждый в движении выбирает свой путь.

Поворачиваем с улицы Вайнера на проспект Ленина, проезжая рядом со сквером. Все, здесь заканчивается ровная и спокойная дорога, впереди разбитый асфальт. Приходится предпринимать усилия, чтобы проехать спокойно.

Прямо перед городской администрацией натыкаемся на ступеньки. Спуститься самому тут нереально. Остается ждать, когда кто-то поможет. Не проходит и минуты, как какая-то женщина предлагает свою помощь. Кресло тяжелое, и чтобы спуститься, приходится хоть как-то помогать ей.

Все прошло удачно, благодарим спасительницу и едем дальше.

Городская администрация. Это здание отмечено на карте как место, доступное для инвалидов. Но доступное, видимо, для того, чтобы пофотографироваться на его фоне.

Попасть в это здание без помощи кого-то из проходящих мимо людей не представляется возможным. Вход не оборудован специальными подъемниками. Как говорится, пофотографировались — и хватит.

Подъезжаем к перекрестку улиц Ленина — 8 Марта. Здесь оборудован специальный спуск с тротуара на проезжую часть. Ждем, когда загорится зеленый сигнал светофора, начинаем движение по переходу, но не успеваем проехать на зеленый свет. Сзади коляску подхватывает женщина, довозит до конца перехода.

Поворачиваем к переходу улицы Ленина. Ждем сигнал светофора и едем. Трамвайные пути на проспекте Ленина создают определенную преграду, приходится сильнее работать руками. И на середине пути ты замечаешь, что зеленый сигнал светофора начинает зловеще мигать и скоро загорится красный. Оставаться прямо на проезжей части не хочется. К креслу подлетает молодой человек, подхватывает его и бегом катит на тротуар.

«Спасибо», — улыбаясь, говорю ему. Уже четыре человека оказали нам помощь.

Далее двигаемся вдоль гимназии № 9. Здесь оборудованы специальные спуски для инвалидов.

Но чем ближе к Плотинке, тем сложнее. В пути снова натыкаемся на барьеры в виде бордюров, которые преодолеть самим, без помощи просто невозможно.

Подняться с Плотинки к резиденции губернатора области также сложно. Лестница слишком крутая. Приходится вставать и поднимать инвалидное кресло самому...

Чтобы подняться в сторону Главпочтамта, проехать по Ленина в направлении Театра музкомедии и выше — к зданию УрФУ, сталкиваешься с еще большими трудностями, чем было до этого.

Тут тебе и разбитый асфальт, и крутой подъем, и необорудованные спуски и подъемы с пешеходных переходов, и ливневые стоки на тротуарах, попав в которые передними колесами кресла, самостоятельно выбраться уже не сможешь.

Только на улице 8 Марта в направлении Радищева на тротуаре мы на обратном пути насчитали 20 таких препятствий.

В путешествии ты сталкиваешься и с пресловутым человеческим фактором. Это и люди, вечно спешащие, не замечающие в этом мире маленького человека в инвалидном кресле.

Это и автомобилисты, которые сигналят тебе, когда ты пытаешься переехать проезжую часть. Нагло и настойчиво. Это и те водители, которые ставят свою машину рядом с переходом, перекрывая полностью съезд с тротуара на проезжую часть, тем самым лишая инвалида возможности продолжить движение.

Под конец путешествия ваш покорный слуга просто ненавидел всех. Дорожные службы, которые не смогли комплексно продумать все спуски и подъемы. Людей, которые не замечают тебя и несутся по своим делам сломя голову. Автомобилистов, которые тоже торопятся, и им не до маленького человека со своими проблемами. И наконец — городскую администрацию, которая составила список туристических достопримечательностей для маломобильных людей.

За время пути мы посчитали, что только два места в центре города оборудованы для инвалидов и работают без перебоев. Это лифты для инвалидов у подземного перехода на улице Вайнера и лестницы на левой стороне Плотинки.

Второе место можно назвать условно пригодным для инвалидов. Они могут гулять только на этой стороне реки Исеть, на другую сторону им путь закрыт.

Наверное, каждый турист хочет получать максимум от отдыха. Он хочет любоваться видами города, получать удовольствие от прогулки, улыбаться, фотографироваться. А в результате мы не отдохнули. Мы боролись, боролись с городской средой, которая оказалась неспособна дать то, что она может. Екатеринбург по-прежнему враждебен к инвалидам.

Сегодня пресс-служба городской администрации разместила новость о том, что опыт Екатеринбурга в создании доступной среды для людей с ограниченными возможностями вызвал большой интерес в других регионах. Похвально, конечно, но нам еще расти и расти. И в первую очередь — расти внутри себя.

И слава богу, что есть еще люди, которые готовы протянуть руку помощи одинокому маленькому человеку в инвалидном кресле в самом сердце огромного мегаполиса.

Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru