Раздел Общество
14 сентября 2012, 16:57

Подземелья Екатеринбурга — 3: не зная броду, не суйся в воду

Подземелья Екатеринбурга — 3: не зная броду, не суйся в воду
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Продолжаем исследовать подземелья Екатеринбурга. Во время очередного спуска корреспонденты Портала 66.ru едва не устроили аварию и в буквальном смысле чуть не остались без головы.

В очередной поход по подземельям города мы отправились в середине текущей недели. За плечами у нас уже два подземных похода: по Основинке и Малаховке. Впереди нас ждала еще одна тайна.

На этот раз мы решили спуститься в речку, которая впадает в Исеть с правой стороны моста на улице Малышева. Согласно продуманному маршруту, подняться на землю планировали в районе Театра драмы.

Еще 40–50 лет назад в черте города Исеть принимала ряд малых притоков: Монастырку, Малаховку, Мельковку, Акулинку и другие. Сейчас эти реки заключены в подземные трубы и сохранились лишь в названиях улиц и переулков. В настоящее время в Исеть впадают речки Патрушиха, Ольховка, Исток и Чёрная.

В Екатеринбурге насчитывается 10 подземных речек. Вода в них чистая, практически без запаха.

День выдался дождливым. У диггеров есть одно из правил, которому они следуют неукоснительно: не спускаться под землю в дождь. В сильный ливень канал реки в считанные минуты заполняется водой до самого потолка, оставляя пространство без воздушного просвета. А под землей приходится преодолевать довольно длинные отрезки реки (до километра и больше), вообще не имеющие выходов на поверхность.

Но правила как раз и существуют для того, чтобы их можно было нарушать. На свой страх и риск мы все же отправились в очередной подземный поход. В процессе путешествия оказалось, что это и не река вовсе, а обычная ливневая канализация, куда после обильных дождей стекает вся вода с центральных улиц города.

От этого маршрут стал еще интересней. По сути, этот подземный переход представляет собой коллектор средней протяженности. Начинается на улице Малышева под памятником. В пути встречаются так называемые ракоходы (от словосочетания «ходить как рак» — то есть ползти на четвереньках).

Для того, чтобы облачиться в защитные костюмы, укромного места искать не пришлось, решили переодеться прямо на улице. Далее прошли по берегу реки и вошли в канализацию. В отличие от подземных речек, вода здесь очень и очень грязная. Идти по дну достаточно легко, временами оно ровное, иногда встречаются неглубокие ямы.

Отделка стен и потолка велась при помощи досок: бетон сначала смешивали, потом его накладывали ровным слоем на доску и крепили к потолку и стенам, давая застыть. Отметины от досок хорошо выдают такой стиль работы.

Двигаемся постепенно, поток воды не слишком сильный. В пути натыкаемся на гору бетона.

Это излишки, которые рабочие решили не вытаскивать на поверхность, а просто свалили к стене, таким образом преградив путь потоку воды.

После бетонной преграды дно становится илистым, вода смешивается с грязью и превращается в кашу. Идти становится сложнее. Ноги так и вязнут.

В пути встречается огромное количество труб, торчащих из стен и потолка. По ним то потоками, то каплями струится вода.

Она шумит то слева, то справа, создавая целую симфонию звуков в закрытом лабиринте. Это настоящий путь водопадов.

Временами приходится идти, согнувшись: высота потолка постоянно плавает, становится то выше, то ниже. Спина практически не устает: длина таких сложных переходов невелика.

Наконец выходим в большое помещение. Это платформа, на которую можно легко подняться по прутьям, хорошо закрепленным на стене. Вверху площадка и лестница, ведущая к люку.

Всего таких платформ на пути нам встретилось четыре. Каждая из них индивидуальна. Где-то помещения под платформы большие, просторные, где-то — маленькие, вмещающие всего пару человек. Создается ощущение, что эти спуски с поверхности специально придумали для различных непредвиденных и экстренных ситуаций (например, на случай, не дай бог, ядерной войны), чтобы народ мог быстро укрыться под землей.

Все сделано с умом. К люкам подведены крепкие лестницы, спуски со стен оборудованы металлическими прутьями.

Попытка открыть первый люк закончилась провалом — он оказался наглухо приварен. Двигаемся дальше. При дыхании изо рта появляется пар, температура воздуха неумолимо понижается.

В пути встречаются наши старые знакомые: искусственные сталактиты, подземные грибы и раскинувшая свою паутину белая плесень.

Натыкаемся на коричневую смесь, которая вытекает вместе с потоками воды прямо из стены. Наощупь это очень скользкая и неприятная субстанция.

Разобравшись, понимаем, что это обычная глина. Смешиваясь с водой, она стекает по стене прямо в реку. И таких «глиняных потоков» в пути встречается очень много.

Выходим на платформу № 2. Поднимаемся с нашим диггером Ильдаром Залесским наверх. Люк поддается, и через небольшой зазор пытаемся разобрать, где же мы оказались. Впереди стоит автомобиль, сбоку видны строения, по очертаниям напоминающие стены резиденции губернатора.

Неужто попали в святую святых! После долгих раздумий и споров приходим к выводу, что мы находимся на другой стороне Исети, рядом с гимназией № 9. До Театра драмы осталось совсем немного.

Двигаемся дальше. Весь потолок во время перехода между второй и третьей платформой усыпан каплями воды. Здесь очень высокая влажность. При освещении потолка лучами фонаря создается ощущение, что над твоей головой распростерлось настоящее звездное небо.

Каждая капля переливается, сверкая всеми цветами радуги. И только здесь «звезды» могут упасть в твою ладонь. Желания можно загадывать хоть пачками.

Третья платформа также оказалась без выхода. Люк открыть было просто невозможно.

Впереди раздается сильный шум. С каждым шагом он усиливается. В воображении тут же рисуется картинка: впереди нас ждет обрыв, с которого вода каскадом рвется куда-то в пропасть... Но это только воображение. Оказывается, все проще. Два больших ливневых стока, расположенных друг напротив друга, через которые льются сильные потоки воды.

Они борются, выясняя, кто из них сильней, но победителей в этой битве точно не будет.

Платформа № 4. Это последний рубеж, дальше путь преграждают две огромные трубы, по которым стекает вода. Пройти с нашим снаряжением по ним будет достаточно сложно, единственный путь — наверх. Подниматься приходится по металлическим прутьям, торчащим из стены. Никаких прочных лестниц тут нет.

Первым идет наш диггер Ильдар Залесский. Он поднимает крышку люка и видит перед собой автобус, который сейчас начнет свое движение. Ильдар тут же ныряет под землю, не успевая закрыть люк. Он быстро спускается к нам и через отверстие открытого люка мы видим, как на стену подземелья с поверхности проецируется свет мигающей лампы. Понимаем, что вышли куда-то на проезжую часть. Остается только выяснить, куда.

Для получения дополнительной информации приходится предпринять попытку подняться на поверхность корреспонденту Портала 66.ru.

Всматриваясь в отверстие люка, понимаю, что мы находимся на светофорном пешеходном переходе рядом с гостиницей «Хаятт». Впереди стоит автомобиль, повернув голову, вижу стоящий сзади меня автобус. Вылезти на поверхность за то время, пока горит светофор, просто невозможно. Крышка люка поднята и водители усердно объезжают ее. Если бы ваш покорный слуга высунулся на поверхность больше, чем это положено, вполне возможно, что сейчас бы его диггерская песенка была спета. Просим прощения у водителей, оказавшихся в этот час на дороге, за причиненные неудобства.

Решили повернуть обратно к люку, который мы открыли у гимназии №9. План действий такой: выходим на поверхность, возвращаемся к переходу у гостиницы «Хаятт» и закрываем этот злополучный люк. Еще одно правило диггеров: если ты выходишь на поверхность через канализационный люк, необходимо после того, как все вышли, закрыть крышку люка, а то мало ли что.

Впереди нас ждут два перехода до второй платформы. Выбравшись на поверхность, успели шокировать пару прохожих и водителя, сидящего рядом в автомобиле. «Ну вы даете, сижу, никого не трогаю, открывается люк и тут на тебе, — говорит парень. — На улице уже темно, думал, что уже у меня глюки». «Нет, товарищ, это не глюки — это диггеры», — отвечаем мы.

Отмываемся от грязи в луже. После ливневой канализации вода здесь кажется самым настоящим родником.

Итогом путешествия стали два продуктивно потраченных часа, руки, испачканные по локоть в грязи, уставшие ноги и куча положительных эмоций.

Переодеваемся и идем к Театру драмы. Находим люк, он как раз на переходе через дорогу от Театра драмы к гостинице «Хаят». Наши ответственные уральские водители сами закрыли крышку люка, за что им огромное спасибо.

После нашего третьего похода пришлось уяснить одну простую истину: «Не зная броду, не суйся в воду». Хотя впереди нас ждет одно из самых опасных путешествий. Подземная река Черемшанка, в которой водится слепая рыба, и пройти по ней можно только в противогазах. Присоединяйтесь к нашей компании, чем черт не шутит.

Фотографии: Дмитрий Горчаков, 66.ru