Раздел Общество
15 августа 2012, 13:19

Репортаж с колес: узнаем, каково работать проводником

Репортаж с колес: узнаем, каково работать проводником
Фото: Дмитрий Горчаков для 66.ru
У них за спиной тысячи километров, сотни городов и несчетное количество человеческих историй. Сегодня мы рассказываем о профессии проводника пассажирского вагона.

Иногда мне кажется, что железнодорожные вагоны специально спроектированы, чтобы вести задушевные беседы. Стаканчик горячего чая, стук колес… «Железная дорога — это совершенно особенная территория, со своим настроением и своими правилами», — признается проводник поезда «Екатеринбург — Симферополь» Павел Колмогорцев.

Высокий, статный, в своем вагоне он хозяин. Встречает пассажиров, будто гостей дома, по-семейному: бабуле сумку помочь занести, пошутить с ребятней, угостить чаем…

А теперь только представьте, что в гости к вам пришло 54 человека — именно столько пассажиров вмещает вагон! И каждому нужно уделить внимание, чтобы все в дороге чувствовали себя как дома. Я, если честно, себе даже не могу вообразить, как с таким количеством людей совладать. А наш Паша, скромный и улыбчивый, как-то все успевает.

И белье у всех свежее…

И чай для всех приготовит…

И про город расскажет, почти как экскурсовод, и даже сувениры — вот, пожалуйста, прямо в поезде есть!

«До сих пор очень четко помню свой первый рейс — в Новый Уренгой. Зима, на улице трескучий мороз. У меня мурашки по телу, но не от холода, а от волнения. Столько народу — как с ними справиться со всеми? Но вроде справился: всех рассадил, познакомился с пассажирами и вроде бы волнение ушло. Но это лишь полбеды. Едем, ночь, а за окном все холоднее и холоднее, температура опускалась до –50. Выходишь на улицу, и даже вздохнуть тяжело — настолько непривычно холодно. Но и это ничего, справимся, а вот как вагон в такой мороз обогреть — задача!» — вспоминает проводник.

Нас допустили в святая святых — к панели управления всеми ключевыми процессами в вагоне. Тут все оборудовано по последнему слову техники.

Температура в вагоне, например, регулируется при помощи специального компьютера.

Как оказалось, наш герой по образованию аппаратчик-гидрометаллург и на работу в уральский филиал ОАО «Федеральная пассажирская компания» попал совершенно случайно. «Такой азарт взял: покататься по миру, посмотреть на разные города. Тогда казалось — сплошная романтика. Сейчас, спустя 2,5 года, у меня за плечами сотни тысяч километров, тысячи человеческих историй, сотни городов — от маленьких полустанков и до столиц, но ни одного разочарования. Теперь я, конечно, понимаю, что работа на железной дороге — это не только романтика, но и ежедневный труд и большая ответственность. Бывает тяжело: неделю могу быть в рейсе, скучаю по родным. И все равно еще ни разу я не пожалел о своем выборе», — рассказывает Павел.

Это, в общем, справедливо, потому что к романтике стоит добавить стабильность компании и внушительный социальный пакет. «Российские железные дороги» — едва ли не единственный работодатель, который не только сохранил, но и преумножил социальные гарантии для своих сотрудников.

Владимир Сабко, заместитель начальника уральского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания»:

— У нас кроме социальных гарантий, предусмотренных российским законодательством, существуют и ряд дополнительных бонусов для сотрудников, предусмотренных коллективным договором. Это бесплатный проезд на железнодорожном транспорте один раз в год по Российской Федерации по личным надобностям, бесплатный проезд от места жительства до места работы, проезд в пригородных поездах на 200 км, негосударственное пенсионное обеспечение с софинансированием на более выгодных условиях, чем у государства, медицинское обслуживание, санаторно-курортное оздоровление для работников и членов их семей, ежегодное оздоровление детей в местных лагерях и лагерях Черноморского побережья, компенсация затрат работников на содержание их детей в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, возмещение расходов на занятие фитнесом, материальная помощь при уходе в ежегодный отпуск, в связи с бракосочетанием и рождением ребенка, ежемесячное пособие работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, корпоративная поддержка работникам, строящим жилье в собственность… И это только часть тех дополнительных социальных гарантий нашим работникам. Кроме этого, в уральском филиале проводятся спортивные мероприятия — летняя и зимняя спартакиады. Активно ведет свою работу совет молодежи, который проводит брифинги, акции и слеты для молодых работников уральского филиала, на которых разрабатываются проекты, направленные на улучшение работы филиала и ОАО «ФПК» в целом. Также для молодежи есть возможность прохождения обучения, участия в различных тренингах.

«Я только сейчас начал ценить, как относятся к сотрудникам в Уральском филиале. Вот, например, неделю назад вернулся из отпуска, 50% от стоимости путевки оплатил профком. На какой еще работе такое есть? Мне даже друзья завидуют».

С зарплатой в Уральском филиале ОАО «ФПК» тоже не обижают, признается наш собеседник. Средний ежемесячный заработок проводника пассажирского вагона начинается от 20 тысяч рублей, плюсом — премии и бонусы, например, за продажу билетов лотереи РЖД.

Павел Колмогорцев, проводник пассажирского вагона:

— Я поставил себе цель: через пять лет стать начальником поезда. Нужно набраться опыта, пройти обучение, затем аттестацию. Думаю, смогу управиться с этой целью даже быстрее!

Уральский филиал ОАО «Федеральная пассажирская компания» сегодня один из крупнейших работодателей Екатеринбурга. Так, на 1 августа число сотрудников достигло 6 200 человек, из них более половины (3 600 человек) — это проводники. А в летний сезон появляется дополнительная потребность в проводниках — открывается еще 1 300 вакансий. При этом в качестве кандидатов рассматривают даже студентов: для них это хорошая возможность подработать, а для компании — заполучить персонал.

Хотите попробовать себя в роли проводника — скорее откликайтесь на вакансию на сайте Rabota66.ru!

Фотографии: Дмитрий Горчаков для 66.ru