Раздел Общество
11 апреля 2007, 11:06

К 2030 году между Екатеринбургом и Челябинском будут ходить скоростные поезда

К 2030 году железные дороги в России изменятся до неузнаваемости.
Госмонополия РЖД хочет соединить крупнейшие города России скоростными пассажирскими линиями и проложить пути к крупнейшим месторождениям полезных ископаемых в Сибири и на Дальнем Востоке. Реализация этого плана будет стоить 10 трлн. руб. Почти половину этих средств глава монополии Владимир Якунин попросил вчера у президента России Владимира Путина.

Вчера Путин провел совещание по развитию железнодорожного транспорта, в котором, в том числе, участвовали премьер Михаил Фрадков, глава администрации президента Сергей Собянин, министры экономического развития Герман Греф и транспорта Игорь Левитин и президент РЖД Владимир Якунин. Глава государства призвал собравшихся «обеспечить привлечение в отрасль значительных инвестиционных ресурсов». «Нам нужно развивать и модернизировать инфраструктуру, подвижной состав, локомотивную тягу, операторские и терминальные услуги, ремонтную базу и другие сферы, – цитируются слова Путина на сайте kremlin.ru. – Ясно и то, что такая реформа не может быть проделана только за счет собственных средств компании «Российские железные дороги».

Якунин был готов к такому обороту событий. Как рассказал «Ведомостям» один из участников совещания, он сообщил, что до 2030 г. отрасли нужны 10 трлн руб. РЖД готова инвестировать 5,3 трлн руб. сама – за счет собственных средств и кредитов. Остальное предполагается финансировать за счет государственных средств и денег частных инвесторов. В РЖД подтверждают эти цифры. Какова будет доля бюджетных денег и средств инвестфонда, будет зависеть от конкретных проектов, рассказывает собеседник «Ведомостей». На совещании конкретика, по его словам, не обсуждалась.

На трассах Москва – Нижний Новгород, Екатеринбург – Челябинск, Новосибирск – Омск поезда смогут развивать скорость до 160 км/ч. На линии Москва – Петербург скорость движения и вовсе может достичь 300 км/ч.

РЖД до сих пор никогда не тратила так много. Инвестпрограмма РЖД на 2005 г. составляла 148,1 млрд руб., на 2006 г. – 158 млрд руб. Исходя из предложений Якунина, сама РЖД собирается тратить на развитие более 230 млрд руб. в год. Еще чуть более 200 млрд руб. в год должны давать государство и частные инвесторы. Но Якунин уверен, что эти планы выполнимы. «Конечно, с точки зрения обывателя, эти цифры огромные, но в масштабах всей страны и конкретно РЖД – вполне адекватные», – заявил он «Ведомостям».

Якунин утверждает, что Путин практически полностью поддержал все предложения РЖД и дал поручение разработать программу развития железных дорог. А Фрадков, по словам главы РЖД, вообще «поблагодарил правление РЖД за инициативность и настойчивость в продвижении этих предложений». Впрочем, один из участников совещания утверждает, что по реакции Путина было сложно понять, поддерживает он просьбу Якунина или нет.

До 2015 г. РЖД собирается в основном тратить деньги на модернизацию существующей инфраструктуры. К этому времени, передал «Интерфакс» со ссылкой на Якунина, будет построена скоростная трасса Москва – Петербург и, возможно, Москва – Сочи. А в последующие 15 лет РЖД намерена построить новые железнодорожные линии общей протяженностью 22 000 км. В частности, пути планируется проложить ко всем разрабатываемым месторождениям нефти и газа в Восточной Сибири, говорит директор Института технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта Федор Пехтерев. Будет связан с «материком» железнодорожным транспортом и Норильск. К 2030 году крупнейшие города будут соединены скоростными линиями. На трассах Москва – Нижний Новгород, Екатеринбург – Челябинск, Новосибирск – Омск поезда смогут развивать скорость до 160 км/ч. На линии Москва – Петербург скорость движения и вовсе может достичь 300 км/ч.

Впрочем, Якунин не берется утверждать, что РЖД сполна получит от государства и частников 4,7 трлн руб. Он лишь отметил, что надеется на средства крупных западных банков, европейских транспортных компаний и российских металлургов. Однако партнер ФБК Игорь Николаев полагает, что государство поможет РЖД деньгами. Ведь инвестиции в железнодорожный транспорт и инфраструктуру – один из способов удвоить ВВП. Кроме того, Путин поможет Якунину и потому, что последний входит в команду главы государства, говорит эксперт.

А вот частники пока не готовы отозваться на призыв Якунина. Проектов много, инфраструктура очень нужна, отмечает топ-менеджер крупной сырьевой компании. Но он скептически относится к частным инвестициям в дорогостоящие инфраструктурные объекты. Ведь это не приведет к тому, что для инвестора будут снижены тарифы на перевозку грузов. Частные компании должны строить предприятия, а государство – строить за свой счет инфраструктуру, соглашается бывший руководитель Федеральной энергетической комиссии, а ныне – советник гендиректора «Мечела» Георгий Кутовой.