Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Талант в руки. Где востребованы выпускники «творческих кафедр»?

21 июня 2012, 10:00
Сегодня расскажем, почему студенты Института искусств РГППУ вместе с дипломом о высшем образовании получают еще и хорошо оплачиваемую работу по выбранной специальности.

Под определение «творческая профессия» подпадает целый ряд вполне прикладных специальностей — от парикмахера и стилиста до звукорежиссера и дизайнера. Эти люди по долгу службы обязаны генерировать идеи и воплощать их в жизнь. В общем, делать людям хорошо и красиво.

Понятно, что свое творчество редко кому удается сделать профессией. Те, у кого получается, — счастливчики. Впрочем, принципы работы такого рода профессионала известны и просты. Талант плюс владение ремеслом плюс труд. Оказывается, есть люди, способные развить талант в любом человеке, дать ему необходимые навыки и помочь трудоустроиться по специальности. Это преподаватели Института искусств РГППУ. Их студенты выходят из стен вуза с высшим образованием и солидным списком стажировок, пройденных в известных компаниях Екатеринбурга. Соответственно, работодатели выбирают их, даже если на вакансию претендуют выпускники иных престижных федеральных вузов. Педагоги Института искусств добавляют: их студенты умеют продавать себя и способны тут же подкрепить свои слова делом.

Известный екатеринбургский бизнесмен, владелец салонов красоты Владимир Мотчаный уже много лет сотрудничает с кафедрой «дизайна имиджа и стиля». Здесь он регулярно проводит семинары и мастер-классы. А в рамках договора о сотрудничестве, заключенного с институтом, берет на работу выпускников, которые хорошо зарекомендовали себя за время обучения.

Владимир Мотчаный, владелец сети «Салонов красоты Мотчаного»:

— Мы постоянно открываем новые салоны, нам нужны квалифицированные люди. Особенно с высшим образованием. Так хотят клиенты. Редко выпускники средних специальных учебных заведений обладают всеми необходимыми в работе парикмахера качествами. Например, они менее эрудированы, коммуникабельны, не могут поддержать беседу на должном уровне или правильно рассказать о компании и ее услугах. Это негативно сказывается на качестве обслуживания, а в отдельных случаях может и вовсе привести к потере клиента.

Владимир Мотчаный отмечает, что выпускники Института искусств РГППУ уже во время учебы в вузе и прохождения базовой обучающей программы начинают работать в его салонах красоты: «Чтобы попасть к нам, красный диплом вовсе не обязателен. Мы берем дисциплинированных и эрудированных студентов без вредных привычек — это ключевое требование. А вырастить из них профессионалов мы сможем сами».

Очевидно, что понятия «творчество» и «узкая специализация» роднит лишь одно слово — профессия. Вместе с тем, любой из выпускников свободен в самоопределении. Диплом Института искусств РГППУ — это своего рода свидетельство о том, что у человека сильный базис, крепкий набор профессиональных навыков. И успех специализации зависит лишь от уровня амбиций того или иного выпускника.

Оксана Бакеркина, доцент кафедры дизайна одежды Института искусств РГППУ, член Союза дизайнеров России:

— Часто выпускники моей кафедры творят, реализовываются в смежных профессиях. Например, дизайнеры костюма сегодня устраиваются на предприятия швейной промышленности, в театры, кино и в глянцевые журналы. Многие выпускники становятся предпринимателями, работают на себя — открывают собственные дизайн-студии, швейные мастерские, шьют по спецзаказам.

Совсем недавно, в рамках нового федерального стандарта в учебном плане направления «дизайн имиджа и стиля» появилась дисциплина «имиджелогия». На этих специалистов сегодня идет настоящая охота. Профессионалов мало, минимальная цена консультации имиджмейкера — 2–3 тыс. руб.

Преподаватели кафедр дизайна одежды и дизайна имиджа гордятся тем, что многие их выпускники делают карьеру в Москве и за рубежом. Например, Алена Жалнина, студентка кафедры, в этом году защищает диплом, но ее уже взяли в штат одной из известных кинокомпаний России. Пока Алена — ассистент художника по гриму в киностудии «Русское», которая снимает полнометражные фильмы, в частности, для телеканала «Россия».

Алена Жалнина, выпускница Института искусств РГППУ, ассистент художника по гриму на кинокомпании «Русское»:

— Для меня всегда примером был старший брат. Несколько лет назад он приехал в Москву и поступил на актерский факультет. Мне тоже безумно захотелось в столицу, и я поехала следом. Оказавшись на съемках, я сразу поняла: это мое — и стала искать себе работу в кино. Так я попала на киностудию «Русское». Прошла пробы, и меня взяли. Хотя на тот момент я была всего лишь студенткой. Начинала с малого — работала гримером. Моя мечта — стать художником по гриму. Недавно эту должность мне предложили в одном интересном проекте.

Алене довелось поработать на съемках известных сериалов «Голубка», «Деревенская комедия». Сейчас она занята в съемках сериала о врачах «Склиф», который выйдет в эфир в сентябре.

Владимир Макеранец, известный кинорежиссер, председатель уральского отделения Союза кинематографистов, также подтверждает, что на ребят из Института искусств в кино есть спрос. Особенно на выпускников кафедры «звукорежиссеры кино и телевидения». Помимо киностудии, те, кто остается в Екатеринбурге, работают в радио- и телекомпаниях, в театрах. Другие, кому здесь тесно, уезжают в Москву и другие крупные города. И там тоже находят работу.

Владимир Макеранец, кинорежиссер, председатель уральского отделения Союза кинематографистов:

— Ребят Институт искусств готовит хороших, умных. Звукорежиссеров, продюсеров… Они всем нужны в нашей отрасли, их охотно берут. И я, и другие. К сожалению, кинопроизводство в Екатеринбурге и на Урале сейчас стагнирует, поэтому многие из них стараются уехать в Москву. Но бывает, что московские режиссеры сами приезжают к нам и зовут на съемки наших студентов. Например, наш выпускник работал звукорежиссером в многосерийном фильме «Важняк» (режиссер Илья Хотиненко). Не так давно студенты нашей кафедры участвовали в съемках художественного фильма «Камень» (режиссер Вячеслав Каминский, в главной роли — Сергей Светлаков).

Владимир Макеранец предупреждает, что профессия режиссера, звукооператора, продюсера не предполагает стабильности: «Киношники и телевизионщики работают, как правило, проектно. Есть фильм — есть работа. Когда съемки заканчиваются, приходится искать что-то новое».

На кафедре дизайна интерьера готовят бакалавров по двум специальностям: «дизайн интерьера» и «дизайн и компьютерная графика». Как отмечает один из ведущих преподавателей кафедры, доцент, кандидат педагогических наук Александр Степанов, все выпускники Института искусств обладают би-профессиональной подготовкой. Во-первых, умеют создавать компьютерные модели и реализовывать их в интерьерном дизайне. Во-вторых, способны преподавать дисциплины художественно-проектного цикла.

Александр Степанов, преподаватель кафедры дизайна и компьютерной графики:

— Конечно, каждый выбирает сам, куда ему идти. Как показывает практика, наши выпускники все реже становятся преподавателями. Отчасти это связано с достаточно низкими зарплатами в этой сфере, поэтому они находят себя в более прикладных сферах: проектируют интерьеры, занимаются полиграфией, разрабатывают элементы фирменного стиля, арт-объекты и многое другое.

Сергей Айнутдинов, председатель регионального отделения Союза художников России, рассказывает, что ему довелось лично убедиться в квалификации специалистов кафедры дизайна интерьера.

Сергей Айнутдинов, председатель регионального отделения Союза художников России:

— Совсем недавно мы сотрудничали с выпускницей кафедры дизайна интерьера Яной Анищенко. Ей поручили разработать дизайн-проект интерьеров Союза. Считаем, что с этой задачей она хорошо справилась. Теперь выставочный зал и фойе объединяет общая концепция — здесь приятно работать.
Скоро свое 20-летие отметит кафедра декоративно-прикладного искусства. Ее выпускники сегодня работают в архитектурных мастерских, мебельных и интерьерных салонах, в компаниях, которые занимаются промышленным дизайном. Заведующая кафедрой Марина Панкина говорит, что выпускники часто работают самостоятельно, на частных заказах.

Марина Панкина, заведующая кафедрой декоративно-прикладного искусства:

— У нас среди выпускников много приезжих из городов области. Как правило, после окончания вуза они возвращаются домой и там открывают свои студии или становятся преподавателями в художественных школах. Однако работу можно найти и в Екатеринбурге. Яркий тому пример — наша выпускница Наталья Шелудякова. Она окончила университет в прошлом году, и ее взяли дизайнером в ИКЕА в ТРЦ «МЕГА». Там она разрабатывает и декорирует интерьеры.

Подводя итог, можно лишь добавить, что преподаватели Института искусств РГППУ уверены, что их «творческие студенты» вместе с дипломом обязательно получат хорошую запись в трудовой книжке. И готовы доказать это на практике.