Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Поколение Next: вундеркиндами не рождаются

20 мая 2012, 09:16
Словно героиня фильма «Гостья из будущего» Алиса Селезнева, которая уверенно шпрехала на куче языков сразу, десятиклассник из Петрозаводска Дмитрий Садковой очаровал уральских абитуриентов.

Вместе с будущими студентами УрГЭУ на чудо чудное любовался портал 66.ru. Вопросов у нас осталось больше, чем ответов.

Дмитрия пригласил ректор университета Михаил Федоров, прослышав о талантливом школьнике этой весной, после публикации в российских изданиях.

Стоило только мальчишке стать абсолютным победителем всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее» и получить специальный приз в номинации «Лучшая презентация научной работы на английском языке» за блестящее владение иностранным языком.

В свои 16 лет. Впечатляет, правда? В молодежных научных форумах разного толка парень участвует уже 3 года. Тема у него сложная. К восприятию на слух даже вчерашними школьниками и то — сложная. Что уж говорить о будущих абитуриентах, которые, откровенно говоря, с половины лекции позевывали. Ну, а вам под силу послушать о традиционности использования языковых средств — фразеологизмов, метафор, эпитетов, сравнений — в политическом выступлении?

Пожалуй, привлекает тот факт, что исследованы были выступления кандидатов в президенты США Барака Обамы и его конкурента — Джона Маккейна. (первые выборы Обамы — прим ред.). Профессора уверены: Дима — будущий политик, едва ли не сам президент. А что, имя хорошее. И знаний много. Тем более, направление выбрано верное: как привлечь широкую аудиторию к своим идеям, так сказать зазомбировать, запрограммировать и сагитировать — выбирайте эпитет по душе.

Вундеркинд Дмитрий Садковой

— Дима, с искусством публичного пиара ты уже начинаешь осваиваться, я прямо вижу, как тебе нравится выступать. Ты откуда такой взялся?
— После того, как информация обо мне появилась в СМИ, стали чаще приглашать на выступления. Я сам из Петрозаводска, учусь в языковой гимназии, английский язык изучаю с 1 класса, с 4-го стал изучать углубленно с преподавателем Татьяной Ишаниной — она входит в сотню лучших учителей России, ее авторитет и знания многократно подтверждаются в ее учениках.

— А глобальные способности когда начали проявляться?
— Сейчас мне 16, и я помню, три года назад, в 7 классе, написал свое первое исследование по анализу языковых средств выразительности, которые используют в своей речи кандидаты на пост президента США. Участвовал потом во всех видах соревнований — школьном, муниципальном, республиканском, федеральной общероссийском уровне.

— И тут пока пошла такая пруха, решил завоевать полмира?
— А вот и нет, не было никакой прухи вообще. Я решил развить свое исследование, не остановился на достигнутом — в тот момент я не только не вызвал особого ажиотажа, как бы мне этого ни хотелось, а и вовсе понимания. Приходилось терпеть неудачи, непонимание, особенно на местном уровне. Запомнился случай, когда исследование представлял на городском соревновании — его просто раскритиковали, как могли. «Почему вы взяли эти газеты, а не другие, этих политиков, а не других» — и все в таком духе. «Почему «Вашингтон пост» не взяли для исследования?». Что я мог ответить? Только то, что есть: газеты были выбраны потому, что их привезла моя научный руководитель, и я проанализировал ту самую статью, что была в номере. А две другие статьи я нашел в интернете.

Дима говорит так медленно взвешенно, рублеными конструкциями, как говорят все, кто владеет английским языком на уровне выше, чем продвинутый.

Скорее, родной. Выясняется, что действительно, пару дней назад был сдан очередной экзамен — уже «fluent» — выше уровнем, наверное, и некуда, с этим уровнем живут носители языка. Попутно выясняем, что знает Дима и немецкий, при том так, что без проблем поступит в Берлинский университет, в Германии.

— Дим, я слышала на лекции твой галантный экивок в сторону УрГЭУ. У тебя есть мечта, в каком вузе учиться, если речь пойдет о России?
— Меня ваш университет искренне впечатлил.

— А ты еще какие-то видел в таком случае? Меня вот Кэмбридж впечатлил в свое время и Сорбонна в Иль-де-Франс.
— Эх, в Кембридж еще пробиться надо! Вот в Берлинский точно смогу поступить без проблем. А вообще, я был в МГУ, в МГИМО — очень понравилось. Если в России придется учиться, тогда, думаю, это МГИМО. Пока я думаю о Германии — ведь сейчас светлые головы очень востребованы в Европе. Буду пробовать.

— И правильно, в наше время нужно использовать все возможности, что дает космополитичный мир, пока он еще космо…
— Спасибо огромное за поддержку. Просто обижать никого не хочется, конечно.

— А что семья? Как поддерживает?
— Вообще к исследовательской стезе меня подтолкнули учителя, а родители на протяжении всех трех лет, перед каждым соревнованием проверяли меня, насколько я готов, подкован. Самый яркий пример — мой папа сидел сейчас на заднем ряду в аудитории, поддерживая меня. Он также ездил со мной в Москву на всероссийский Форум, а мама — в Мурманск, где проходил федеральный уровень соревнования по Северо-Западу.

— Один и тот же доклад везде читаешь?
— Да, я дорабатываю одну линию исследования с 7 класса, а проблемы отличаются.

— Представить это исследование тем людям, о ком идет речь, желания не возникало?
— Конечно же, очень хочется. Я уже даже подготовил письмо на имя посла США в России для передачи его президенту. Наверное, пора поторопиться с этим, а то вот-вот в Америке может появиться новый президент, и моя работа станет не так актуальна. Надо решиться отсылать.

— Конечно, решайся, ведь время у вундеркиндов летит гораздо быстрее — и вот ты уже не вундеркинд, а такой же, как все.
— А я и есть такой же, как все. У меня обычная семья, есть младший брат. Мы живем в старом советском панельном доме. Зато у нас евроремонт и трехкомнатная квартира, обставленная по последнему слову техники. Есть машина «Лада Приора» — кстати, очень хорошая! Есть дача, на ней мы картошку, горох, крыжовник — все сажаем!

Дмитрий с виду обычный парень 16-ти лет, но добился уже многого.

— Поди-ка, еще и в футбол гоняете во дворе?
— А вот это нет. Увлекаюсь автоспортом. Водить могу в теории, а на практике пока никто не даст — я еще маленький, но я активный наблюдатель. Смотрю гоночные серии, «Формулу 1», конечно. Сейчас у меня только две ипостаси — учеба в школе и «путешествия» по форумам — выбирать не приходится. Но мне эти форумы, конгрессы, лекции дают чувство самоудовлетворения. Год назад я получил республиканскую стипендию в размере 15 тысяч. Приятно, когда отмечают. Самоудовлетворение повысилось!

Дима, наконец, улыбается, совсем как ребенок. Пелена чрезмерной серьезности спадает, и нам обоим становится легче дышать в огромной пустой аудитории. В августе он собирается в Лондон, где представит свое исследование на чистом английском. Сейчас собирает деньги. 200 тысяч — без спонсоров тут обычной семье не обойтись. Думаю, одноклассники все тише будут ему завидовать, а шансов поступить в любой университет Европы станет больше. А может, очаруется Кэмбриджем.

Справка 66.ru
В России движением вундеркиндов увлеклись с конца 1970-х. Очень одаренные дети тогда были на вес золота и на всю страну единицы. О них много писали и говорили. Но судьба их почти всегда была печальна — развиваться им было некуда, либо в какой-то момент сверстники догоняли их, и тогда случалась психологическая ломка бывшего вундеркинда.

Алиса Селезнева действительно стала прототипом советского школьника из 21 века. Там — все такие будут, уверенно говорила киношная Алиса, и кажется, была права. Только в нашей редакции есть как билингвы (говорящие одинаково хорошо на двух языках), так и те, у кого европейские друзья на вопрос «Какой твой второй язык» уже очень редко уточняют, что в Европе «вторым» считается не английский после русского, а скажем, немецкий после английского, который после русского.

И этот факт давно — там и даже иногда здесь — не вызывает повышенного ажиотажа. Скажем, у автора этого текста был семейный опыт проживания в Скандинавии. Дети с рождения и до 12 лет учились в двух школах — регулярно в финской, экстерном — московской с испанским уклоном и на момент поступления в МГУ свободно владели уже тремя языками. А кто не дает учиться вам? Вот и наш юный вундеркинд советует всем школьникам упорно учиться, даже когда совсем не хочется.

Текст: Наталья Кирсанова