Вместе с будущими студентами УрГЭУ на чудо чудное любовался портал 66.ru. Вопросов у нас осталось больше, чем ответов.
Дмитрия пригласил ректор университета Михаил Федоров, прослышав о талантливом школьнике этой весной, после публикации в российских изданиях. |
Стоило только мальчишке стать абсолютным победителем всероссийского форума научной молодежи «Шаг в будущее» и получить специальный приз в номинации «Лучшая презентация научной работы на английском языке» за блестящее владение иностранным языком.
В свои 16 лет. Впечатляет, правда? В молодежных научных форумах разного толка парень участвует уже 3 года. Тема у него сложная. К восприятию на слух даже вчерашними школьниками и то — сложная. Что уж говорить о будущих абитуриентах, которые, откровенно говоря, с половины лекции позевывали. Ну, а вам под силу послушать о традиционности использования языковых средств — фразеологизмов, метафор, эпитетов, сравнений — в политическом выступлении?
Пожалуй, привлекает тот факт, что исследованы были выступления кандидатов в президенты США Барака Обамы и его конкурента — Джона Маккейна. (первые выборы Обамы — прим ред.). Профессора уверены: Дима — будущий политик, едва ли не сам президент. А что, имя хорошее. И знаний много. Тем более, направление выбрано верное: как привлечь широкую аудиторию к своим идеям, так сказать зазомбировать, запрограммировать и сагитировать — выбирайте эпитет по душе.
Вундеркинд Дмитрий Садковой |
— Дима, с искусством публичного пиара ты уже начинаешь осваиваться, я прямо вижу, как тебе нравится выступать. Ты откуда такой взялся?
— После того, как информация обо мне появилась в СМИ, стали чаще приглашать на выступления. Я сам из Петрозаводска, учусь в языковой гимназии, английский язык изучаю с 1 класса, с 4-го стал изучать углубленно с преподавателем Татьяной Ишаниной — она входит в сотню лучших учителей России, ее авторитет и знания многократно подтверждаются в ее учениках.
— А глобальные способности когда начали проявляться?
— Сейчас мне 16, и я помню, три года назад, в 7 классе, написал свое первое исследование по анализу языковых средств выразительности, которые используют в своей речи кандидаты на пост президента США. Участвовал потом во всех видах соревнований — школьном, муниципальном, республиканском, федеральной общероссийском уровне.
— И тут пока пошла такая пруха, решил завоевать полмира?
— А вот и нет, не было никакой прухи вообще. Я решил развить свое исследование, не остановился на достигнутом — в тот момент я не только не вызвал особого ажиотажа, как бы мне этого ни хотелось, а и вовсе понимания. Приходилось терпеть неудачи, непонимание, особенно на местном уровне. Запомнился случай, когда исследование представлял на городском соревновании — его просто раскритиковали, как могли. «Почему вы взяли эти газеты, а не другие, этих политиков, а не других» — и все в таком духе. «Почему «Вашингтон пост» не взяли для исследования?». Что я мог ответить? Только то, что есть: газеты были выбраны потому, что их привезла моя научный руководитель, и я проанализировал ту самую статью, что была в номере. А две другие статьи я нашел в интернете.
Дима говорит так медленно взвешенно, рублеными конструкциями, как говорят все, кто владеет английским языком на уровне выше, чем продвинутый. |
Скорее, родной. Выясняется, что действительно, пару дней назад был сдан очередной экзамен — уже «fluent» — выше уровнем, наверное, и некуда, с этим уровнем живут носители языка. Попутно выясняем, что знает Дима и немецкий, при том так, что без проблем поступит в Берлинский университет, в Германии.
— Дим, я слышала на лекции твой галантный экивок в сторону УрГЭУ. У тебя есть мечта, в каком вузе учиться, если речь пойдет о России?
— Меня ваш университет искренне впечатлил.
— А ты еще какие-то видел в таком случае? Меня вот Кэмбридж впечатлил в свое время и Сорбонна в Иль-де-Франс.
— Эх, в Кембридж еще пробиться надо! Вот в Берлинский точно смогу поступить без проблем. А вообще, я был в МГУ, в МГИМО — очень понравилось. Если в России придется учиться, тогда, думаю, это МГИМО. Пока я думаю о Германии — ведь сейчас светлые головы очень востребованы в Европе. Буду пробовать.
— И правильно, в наше время нужно использовать все возможности, что дает космополитичный мир, пока он еще космо…
— Спасибо огромное за поддержку. Просто обижать никого не хочется, конечно.
— А что семья? Как поддерживает?
— Вообще к исследовательской стезе меня подтолкнули учителя, а родители на протяжении всех трех лет, перед каждым соревнованием проверяли меня, насколько я готов, подкован. Самый яркий пример — мой папа сидел сейчас на заднем ряду в аудитории, поддерживая меня. Он также ездил со мной в Москву на всероссийский Форум, а мама — в Мурманск, где проходил федеральный уровень соревнования по Северо-Западу.
— Один и тот же доклад везде читаешь?
— Да, я дорабатываю одну линию исследования с 7 класса, а проблемы отличаются.
— Представить это исследование тем людям, о ком идет речь, желания не возникало?
— Конечно же, очень хочется. Я уже даже подготовил письмо на имя посла США в России для передачи его президенту. Наверное, пора поторопиться с этим, а то вот-вот в Америке может появиться новый президент, и моя работа станет не так актуальна. Надо решиться отсылать.
— Конечно, решайся, ведь время у вундеркиндов летит гораздо быстрее — и вот ты уже не вундеркинд, а такой же, как все.
— А я и есть такой же, как все. У меня обычная семья, есть младший брат. Мы живем в старом советском панельном доме. Зато у нас евроремонт и трехкомнатная квартира, обставленная по последнему слову техники. Есть машина «Лада Приора» — кстати, очень хорошая! Есть дача, на ней мы картошку, горох, крыжовник — все сажаем!
Дмитрий с виду обычный парень 16-ти лет, но добился уже многого. |
— Поди-ка, еще и в футбол гоняете во дворе?
— А вот это нет. Увлекаюсь автоспортом. Водить могу в теории, а на практике пока никто не даст — я еще маленький, но я активный наблюдатель. Смотрю гоночные серии, «Формулу 1», конечно. Сейчас у меня только две ипостаси — учеба в школе и «путешествия» по форумам — выбирать не приходится. Но мне эти форумы, конгрессы, лекции дают чувство самоудовлетворения. Год назад я получил республиканскую стипендию в размере 15 тысяч. Приятно, когда отмечают. Самоудовлетворение повысилось!
Дима, наконец, улыбается, совсем как ребенок. Пелена чрезмерной серьезности спадает, и нам обоим становится легче дышать в огромной пустой аудитории. В августе он собирается в Лондон, где представит свое исследование на чистом английском. Сейчас собирает деньги. 200 тысяч — без спонсоров тут обычной семье не обойтись. Думаю, одноклассники все тише будут ему завидовать, а шансов поступить в любой университет Европы станет больше. А может, очаруется Кэмбриджем.
Справка 66.ru
В России движением вундеркиндов увлеклись с конца 1970-х. Очень одаренные дети тогда были на вес золота и на всю страну единицы. О них много писали и говорили. Но судьба их почти всегда была печальна — развиваться им было некуда, либо в какой-то момент сверстники догоняли их, и тогда случалась психологическая ломка бывшего вундеркинда.
Алиса Селезнева действительно стала прототипом советского школьника из 21 века. Там — все такие будут, уверенно говорила киношная Алиса, и кажется, была права. Только в нашей редакции есть как билингвы (говорящие одинаково хорошо на двух языках), так и те, у кого европейские друзья на вопрос «Какой твой второй язык» уже очень редко уточняют, что в Европе «вторым» считается не английский после русского, а скажем, немецкий после английского, который после русского.
И этот факт давно — там и даже иногда здесь — не вызывает повышенного ажиотажа. Скажем, у автора этого текста был семейный опыт проживания в Скандинавии. Дети с рождения и до 12 лет учились в двух школах — регулярно в финской, экстерном — московской с испанским уклоном и на момент поступления в МГУ свободно владели уже тремя языками. А кто не дает учиться вам? Вот и наш юный вундеркинд советует всем школьникам упорно учиться, даже когда совсем не хочется.
Текст: Наталья Кирсанова