Раздел Общество
26 апреля 2012, 13:41

Портал 66.ru штурмует школу №177 Екатеринбурга. Авось получится

Продолжаем проект «Первый раз в первый класс». Сегодня мы решили узнать, возможно ли попасть в первый класс в школу не по прописке и не по месту жительства. Идем на штурм!

Вчера мы познакомили вас с еще одной семьей, которая собирается в текущем году отдать ребенка в первый класс. Семья хорошая, но ситуация у них непростая. Ирина и Соня Баженовы живут на Уктусе, а прописаны в самом центре города, на улице Мамина-Сибиряка (это Кировский район Екатеринбурга). По странному стечению обстоятельств Управление образования города приписало их к городской школе №30, которая находится вообще в Железнодорожном районе. Возить ребенка в 30-ю школу с Уктуса через весь город сложно, а отдавать учиться в 131 школу, что находится на Уктусе, Ирина не хочет. Объясняет свою позицию тем, что там учится много цыганских детей.

Вот и решили они выбрать «золотую середину». Пойти в школу не по прописке и не по месту жительства. Выбрали самый удобный вариант — школа 177, что на Ботанике. Школа для детей с творческим уклоном развития. Как раз та, что нужна маленькой Соне.

Утром 26 апреля мама Ирина вместе с журналистом и фотографом Портала 66.ru отправились штурмовать эту школу.

Прямо на входной двери школы размещено объявление для родителей, в котором говорится, что прием родителей микрорайона с будущими первоклассниками ведется по вторникам и средам с 14 до 17 часов. Не попали, подумали мы, и все равно решили попытать счастья.

При входе в фойе школы сидит строгий охраннник, который спрашивает, по какому мы вопросу и куда пожаловали. Ирина объясняет ему ситуацию: мол, надо встретиться с директором по вопросу приема ребенка в первый класс, что у нее сложная ситуация и что с ней пришли журналисты. Охранник связывается с директором.

Потом Ирина долго объясняет директору свою позицию по телефону и говорит, что с ней пришли журналисты. На другом конце провода говорят, что Ирина может пройти, но вот журналистов видеть нежелательно. Приходится брать инициативу в свои руки.

— Здравствуйте, меня зовут Василий Шевченко, Портал 66.ru. А вас как?
— Татьяна Николаевна Дубинкина, я директор школы.

Придумывать «историю по ходу действия пьесы» — проще простого.

— Очень приятно. Мне необходимо подняться с мамой будущего первоклассника, мы пишем материал о школе, и мне необходимо самому понять, как вся запись происходит. Можно я тоже пройду? С нами еще фотограф.
— Фотографа лучше оставьте внизу, а сами, ну можете подняться.

Несмотря на запрет мы все же берем фотографа с собой, но доводим его только до двери кабинета директора. Раз хозяйка учреждения попросила — не можем ей отказать.

Заходим в кабинет. Он вполне просторный, внутри очень уютно. Татьяна Николаевна начинает допытывать Ирину по поводу ситуации и почему она хочет отдать своего ребенка именно в их школу. Ирина объясняет, что школа удобная, хорошая. «Это не аргумент», — отвечает директор школы.

— А что вас не устраивает в 131 школе на Уктусе? — спрашивает директор.
— Я сама в ней училась, там много цыганских детей, и я не хочу, чтобы моя дочь училась среди них.

— Ну, теперь вот хоть одна позиция: не хочу, чтобы рядом со мной сидели те дети, родители которых не нуждаются в получении хорошего образования. Одна, слава богу, зацепка есть.

— Это еще очень удобно из-за моей работы. Утром выдвигаясь в центр города по делам, я проезжаю здесь и мне легко ребенка забросить сюда на учебу. Это еще один из пунктов, почему я хочу именно сюда.
— Вообще в текущем году по приему в школы ситуация чуточку лучше, чем в прошлом. В прошлом году меня уговаривали: «Открывайте еще один класс! Открывайте один класс!» И это тоже плохо. Сегодня есть право отдать документы даже не по месту жительства, но будут ли места — другой вопрос. 20 апреля пришли, отдали документы в ту школу, в которую вас приписали. Чтобы его посчитали, чтобы понимали, что есть такой ребенок.

— Я вот пытаюсь понять: 20 апреля подать документы в одну школу, да? А если ты хочешь в другую, то потом?
— С 1 июля — пожалуйста.

— С 1 июля подать документы уже и в другую школу?
— Да. Там уже будет принимать решение директор и приемная комиссия. Они и скажут: «Есть свободные места» или «Извините, свободных мест нет».

— А как быть в ситуации, когда мы привязаны к одной школе, а живем в другом районе вообще?
— Все равно варианты есть. Все равно надо подать документы в ту школу, по которой вы прописаны. Но это может быть по прописке или все-таки по месту жительства, где человек живет.

— Но это равноценно считается — по прописке и по месту жительства, если я просто доказываю, что я здесь живу?
— Вообще в документах указывается: «По прописке родителей».

— И чтобы попробовать поступить в вашу школу, нам нужно ждать 1 июля, получается? В любом случае приходить 1 июля и писать заявление? А как вы думаете, места-то будут?
— Не могу ничего сказать. Мы хотим набрать три класса, а это 75 первоклашек, возможно, наберем 4.

— А на данный момент уже сколько детишек взяты?
— Из нашего микрорайона 14 человек записались, и еще 22 ребенка из подготовительных курсов к школе из других микрорайонов.

— А нельзя сейчас уже Ирине записаться, как будто сейчас уже 1 июля?
— На 2 июля у секретаря запишитесь.

— А потом 2 июля когда настанет, нам что необходимо сделать, позвонить или прийти?
— Нужно будет подойти. В любом случае необходимо будет написать заявление.

— Интересно, а теоретически вы можете с 1 июля уже не принимать тех, кто опоздал по прописке?
— Да, мы можем их не принять.

— А фактически?
— А фактически человек пойдет везде жаловаться, бить везде в колокола. Скажет: я же здесь прописан!

— А вот смотрите, такой вариант: если мы, допустим, в первый класс идем в 131-ю школу, я бы, конечно, не хотела чтобы это произошло. Можем ли мы во второй класс прийти к вам?
— На свободные места мы всегда берем.

— А вообще происходит какой-то отсев?
— Нет. Отсева не происходит, но люди без конца переезжают. Бывает, только пришел первоклассник, и уже тут же забрали документы и уехали.

— Интересно, а как вы сами оцениваете сегодня образование детей. Влияют ли такие вот переезды на ребенка, вся вот эта система?
— Натаскать к первому классу ребенка — это самый легкий вариант. А вот учиться дальше и быть все лучше и лучше — могут единицы. В первом классе все отличники, а потом раз — и к 8 классу по русскому, геометрии, алгебре — тройки. Мы же отличники были, а сегодня троечники.

Выйдя из кабинета директора, Ирина немного успокоилась. Секретарь записала данные и телефон Ирины на листке настольного календаря. 2 июля. 10 утра. Заветный день, заветное время. Главное — чтобы листок календаря не вырвали или не потеряли. Будем ждать.

Фото: Дмитрий Горчаков