С сегодняшнего дня в Екатеринбурге начался прием документов первоклассников в школы, зачисление впервые проводится по территориальному принципу. Чтобы понять все плюсы и минусы новой системы, мы встретились с тремя семьями будущих школьников и решили пройти вместе с ними весь путь — с момента подачи документов до первого звонка. Оказалось, что многие родители уже столкнулись с серьезными проблемами при зачислении в школы.
На этот раз нашими героями стали Анна Шулепова и ее сын Станислав. Мы встретились с ними около школы №53 на улице Хвойной в микрорайоне Компрессорном. |
Латвийская, 37, где живет Станислав, всегда относилась к территории этой школы, но так как в 71-й в этом году больше свободных мест, чем в 53-й, то дом закрепили за ней. Чтобы попасть в школу, первокласснику придется преодолевать по опасным дорогам значительное расстояние. От дома Станислава до школы №71 более 1 км.
|
---|
По закону ребенок не должен ходить в школу, расположенную дальше 400 метров. |
Анна, проконсультировавшись с юристом, написала заявление на имя директора школы №53, в котором указала, что права ее ребенка при делении территории были нарушены. На рассмотрение заявления у школы есть 30 дней. В случае отказа принять Станислава в первый класс Анна намерена подать заявление в прокуратуру Октябрьского района. |
До этого Анна обращалась в Управление образования Октябрьского района, но здесь с себя сняли ответственность, сказав: «Мы только исполняем приказ». Дозвониться до Управления образования города Анне так и не удалось. Как говорят родители, единственное, что их просили прислать, — это данные о ребенке и адрес проживания. После этого их просто приписали и поставили перед фактом.
В этом году школа №53 планирует набрать 4 первых класса по 25 человек. То есть всего 100 вакантных мест. По данным отдела образования Октябрьского района, на закрепленной за школой территории сейчас 113 человек. Таким образом можно предположить, что в июле свободных мест просто не останется.
В зависимости от того, какие способности Станислав проявит в будущем, будет решаться вопрос о его переводе в специализированную школу. Пока же для Анны важно, чтобы учебное учреждение располагалось недалеко от дома. |
53-я школа — с углубленным изучением математики, физики и химии, 71-ая — обычная среднеобразовательная. Но пока для матери будущего первоклассника важно только то, чтобы школа находилась недалеко от дома.
— В начальной школе у ребенка должны развиться и открыться какие-то возможности, — говорит Анна. — Дальше мы определимся с обучением: выберем среднюю школу в зависимости от того, как он себя проявит — как математик или, может быть, как филолог… Мы даже готовы переехать.
Сам Станислав хочет учиться в музыкальной школе и заниматься конструированием. |
Мы заходим в кабинет, в котором сидит приемная комиссия.
— Я ничего не имею против 71-й школы или 53-й. Для меня важна территориальная доступность школы для моего ребенка, — Анна объясняет свою ситуацию. — Он у меня в очках, у него врожденное заболевание глаз. Как мать я должна выбрать для него наиболее безопасный путь к школе. Чтобы мое сердце каждый день не билось в пятках. Сопровождать его до 6 класса тоже неразумно. Недавно мне ребенок сказал: «Мама, с 1 сентября я стану совсем взрослый. Я хочу ходить один».
Анну регистрируют в журнале для обращений лиц, проживающих на территории, не закрепленной за школой. Если в школе останутся свободные места, то с 1 июля начнется прием в порядке живой очереди. Анна в этом списке первая. |
Женщина средних лет, поправляя прическу, уходит делать ксерокопию с заявления. Через пять минут возвращается. Следом за ней в кабинет входит директор школы. Сначала она предлагает Анне обратиться в 71-ю школу и написать заявление о желании учиться в 53-й, но, услышав слово «прокуратура», приглашает в свой кабинет.
В кабинете директора рядом с Анной сидит Станислав. Его мало волнует наш разговор. Мальчик напевает под нос какую-то песенку. |
— Бабушка есть? — спрашивает директор, выслушав историю Анны.
— Бабушка есть, но она живет за 1300 км отсюда. Придется вызывать, если нас определят в 71-ю…
— Никто, я думаю, не будет ломать через колено судьбу вашего ребенка, — директор начинает осторожно, но видно, что положительное решение по поводу зачисления Станислава в первый класс уже принято. — Я вас понимаю прекрасно. Действительно: этот дом традиционно относился всегда к нашей территории. Я думаю, что эту проблему можно решить и никто не будет против, если мы сделаем исключение. Все-таки ребенка некому водить в школу… Кроме того, вы ходите к нам на подготовительные курсы. Я думаю, что во время этого переходного периода можно поступиться некоторыми запретами.
— Прибегать к прописыванию ребенка по другому адресу я не хочу, так как это обман — прописывать ребенка у чужих людей. Да и финансово я не могу позволить это себе, — говорит Анна. Кажется, она все еще не верит в то, что ее история благополучно разрешилась.
«Таких детей у нас 5 человек. Я думаю, что, если мы наберем не 25 человек, а 26 в классы, то есть немного увеличим, то не будет ничего страшного. Ровно 25 никогда не набрать. Единственное препятствие вижу — мое нарушение постановления. Сейчас я позвоню учредителю…» Директор набирает номер учредителя. Вопрос, мучавший Анну долгий месяц, решается за пять минут. |
— Вы с какого года на курсы к нам ходите? — интересуется директор.
— С начала этого года. Учились у Олеси Ивановны. Остались несколько занятий… Определите мне срок, когда я могу прийти и подать документы, — напоминает Анна.
— А когда у вас следующее занятие?
— В среду.
— Ну, тогда вот в среду и приходите…
Мы победили. До среды Анна должна собрать и принести в школу пакет документов для первоклассника: написать заявление на имя директора, взять справку с места жительства, свидетельство о рождении ребенка, медицинскую карту, которая предоставляется детским садом, и ксерокопию паспортов родителей. |
Заявлений от других родителей, чьих детей распределили в школу за километр от дома, пока не поступало. Если они, как Анна, не заявят о нарушении своих прав, их дети пойдут в 71-ю.
— Заявление, которое я подала, на то и направлено, чтобы в первую очередь воздействовать как-то на директора, — мы стоим на крыльце будущей школы Станислава. Анна до сих пор не верит, что ей больше не придется нервничать по поводу того, возьмут ее сына в школу или нет. — Потому что, если доводить дело до прокуратуры, то поднимется шумиха. Надо ли им это? От моей настойчивости будет зависеть решение — принять меня и уже отделаться. А это хороший вариант, согласитесь?
Еще десять раз вычеркнуть успеют если вообще впишут в принятые. 31 августа скажут "Ой извините, но нам запретили нарушать постановление"
По факту, сыну через год в школу.