Храмовый комплекс Ганина Яма. Место, где прошлое соединяется с настоящим. Здесь нашли останки последнего царя и его семьи. Здесь происходит возрождение будущей России.
Наше путешествие началось с главного входа в храмовый комплекс. Встречают нас настоятель храма архимандрит Пимен и отцы Дмитрий и Серфим, а также руководитель экскурсионного бюро Вера Зинченко. Пройдя ворота и лавку, в которой продаются требы, сувениры и подарки, ты натыкаешься на памятник последнему императору Николаю II. Он был преподнесен в качестве подарка из Киева православными украинцами, которые приехали для участия в Царских днях.
Рядом с памятником находится озеро. Оно используется для дел православных (19 января, в день Крещения Господня, вода озера освящается) и мирских (озеро используется и в противопожарных целях). За последнее время здесь сгорели два храмовых комплекса, и вода из озера использовалась для тушения пожаров.
История появления комплекса именно здесь уникальна. Изначально считалось, что тела императора Николая II и его семьи были уничтожены на Ганиной Яме, но где находится Ганина Яма — никто не знал.
В 1991 году писатель Владимир Солоухин приехал на Урал и обратился к архиепископу Мелхиседек с просьбой помочь в поисках Ганиной Ямы. Тот дал в помощь двух дьяконов, и они поехали искать. Они знали, что ориентир — деревня Коптяки. Больше не знали ничего. В деревне все были предупреждены соответствующими органами, что никаких разговоров о том, кого и где уничтожали, просто быть не может.
Они ходили из дома в дом, пока наконец какая-то бабушка не сказала: «Милый, тебе тут никто ничего не скажет. Но вот там дед живет, он никого не боится». Он когда был мальчишкой, видел момент убийства царской семьи. Он-то и привел писателя и дьяконов как раз на место, где сейчас озеро. Позднее здесь был поставлен крест, отмечающий, что Ганина Яма находится именно здесь. Останки тел царской семьи были найдены недалеко от озера, в шахте, куда их сбросили убийцы.
Но все это история. Монастырь живет настоящим. Братья монастыря не только молятся, но и зарабатывают средства: пекут хлеб и пироги с молитвой, делают квас, морс, все это можно купить в лавке.
Путь в монахи долог. И начинается он с трудников. Это те, которые приходят сюда для того, чтобы узнать, какая она — жизнь монастырская. Они работают, колют дрова, помогают по хозяйству, занимаются физической работой. Трудник — это первая ступень к монашеской жизни. Из ста трудников, которые пришли в обитель, 10 остаются в послушниках. Из этих 10 уже 3–4 стригутся в монахи.
Как рассказал отец Серафим, существует миф, что монахи живут хорошо, все думают, что они только молятся, не ведают забот. Но это только миф. Нужно трудиться, если человек пришел сюда, стал трудником и выдержал год — значит, остался. Не выдержал — значит, ушел.
Сейчас в монастыре 15 монахов, по нынешним меркам это средний монастырь. За каждым монахом прикрепляется от 10 до 100 мирян, работающих в монастыре. Это бухгалтеры, водители, трудники, повара. Как говорят сами святые отцы монастыря, монахи — это духовный спецназ России, это батюшки, которые прошли сильную школу.
Живут монахи за счет добровольных пожертвований. Люди приезжают, кто хочет, тот жертвует. Частично деньги поступают от реализации церковной утвари: приобрел человек иконочку, поставил ее в доме. Это небольшой доход, иконки — не товар общественного спроса. Живут и за счет своего труда, монахи содержат подсобное хозяйство. Есть козы, корова, курицы, есть и теплица, в которой они выращивают перцы и помидоры. На то и живут.
Порталу 66.ru в виде исключения из правил святые отцы показали храм умиления Божей Матери. Здесь читается неусыпаемая Псалтирь.
24 часа в сутки, 7 дней в неделю, каждый день монахи, сменяя друг друга, читают Псалтырь пророка Давида. И так бесконечно. После первой славы читающий псалтырь останавливается и зачитывает имена о здравии, после второй — об упокоении. Здесь происходит самое таинство, сюда мирян не допускают.
Как рассказал отец Дмитрий, на каждой праздничной службе наместник монастыря игумен Пимен читает молитву о том, чтобы Господь послал России православного царя.
Отец Дмитрий, монах мужского монастыря имени Святых Царственных страстотерпцев:
— Есть пророчество Серафима Саровского, что в Россию еще вернется православный царь. И это может быть кто-то даже из рода Романовых. Только когда это конкретно произойдет, никто не знает. Сейчас в России нет монархии. Монархию надо заслужить. Монархия — это царь, он же помазанник Божий, сам Бог его должен дать. Чтобы заслужить православного царя, народ должен пройти прежде всего через духовное возрождение.
Наш русский народ поступил с Николаем II практически, как люди поступили с Иисусом Христом в Иерусалиме. Они кричали: «Распни его! Распни!». Его убивали — все промолчали. Этим страшным убийством нас искусственно вырвали из той исторической роли, которую Россия играла тогда. И вернемся ли мы туда? Сейчас же надо как можно чаще как можно большему количеству людей объяснять, какой тогда была Россия, что же на самом деле произошло на Ганиной Яме. Тогда, может быть, наш мир будет чище.
Как рассказала руководитель экскурсионного бюро мужского монастыря Вера Зинченко, мирян, посещающих храм, можно разделить на две группы. Это те, которые понимают ценность Ганиной Ямы, и те, кто приезжает сюда ради красивой картинки и не более.
К первым можно отнести иностранцев и паломников. Иностранцы, например, особенно китайцы, могут часами сидеть в храме или гулять по аллеям. Таким образом они впитывают энергетику. «Однажды к нам пришли несколько женщин из Одессы. Они совершили полугодовой крестный ход. Представьте, они вышли из Одессы и полгода прошли пешком. Пришли и говорят: «Как хорошо здесь у вас. Так спокойно».
Вторая группа — это, как правило, молодежь. Часто храмовый комплекс посещают свадьбы.
Вера Зинченко, руководитель экскурсионного бюро монастыря имени Святых Царственных страстотерпцев:
— Здесь бывает и свадьбы приходят, и невеста, от слова «не ведающая греха», вся в белом и в фате, пытается перелезть через ограду и спуститься в шахту, куда были сброшены останки тел членов царской семьи, чтобы сфотографироваться. Они инстинктивно идут в храмы, для них это как венчание. Они пришли сюда скоротать время между ЗАГСом и рестораном и пофотографироваться. Для красивой картинки невеста спускается в яму. Охранники службы безопасности объясняют: милая девушка, пожалуйста, не надо этого делать, это могила, причем совершенно особенная.
Люди не виноваты, люди не знают. Но мы их не осуждаем, наоборот, мы стараемся каждому объяснить, до каждого достучаться. Есть люди, которые приходят совершенно с пустыми глазами, но когда они уходят, они плачут от той трагедии, что произошла. Слава Богу, что есть место, где люди об этом наконец начинают говорить. Они спрашивают нас, как нам покаяться? Говорят, мы же не можем придти к батюшке и сказать: прости нас за то, что наши люди убили когда-то царя и просто промолчали. Мы объясняем, что главная ваша заслуга — это изучение истории своей страны. В этом будет твое покаяние. С этого должна начинаться любовь к нашей Отчизне.
Ранее мужской монастырь, да и сам храмовый комплекс, были достаточно закрытым местом для прессы. С приходом сюда архимандрита Пимена отношение стало меняться. Именно он пригласил журналистов Портала 66.ru показать, чем живут сейчас монахи.
И датой для визита было выбрано 22 марта. Этот день в православном календаре отмечен как День памяти 40-ка мученников. История эта мало знакома широкому кругу, но тем она и интересна. Речь идет о сорока воинах-христианах родом из Каппадокии, погибших в 320 году во время гонений императора Ликиния. В свое время этих воинов путем мучений хотели заставить отказаться от веры. Их привели к озеру, покрытому льдом, и заставили войти в холодную воду. Для соблазна рядом с озером была поставлена баня.
И только отрекшись от Христа, каждый из воинов мог выйти из озера и отогреться. Воины продержались так всю ночь, наутро один из них не выдержал, прилюдно отрекся и отправился к бане. Но перед самым входом он упал замертво. В этот момент над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет, и охранники увидели, что воины не только не замерзли, но и отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им колени и побросали тела воинов в огонь.
Сейчас в день их памяти 22 марта облегчается строгость поста и по старому обычаю пекутся «жаворонки» — булочки, похожие на этих птиц. Эти птицы первыми возвращаются домой с зимовки. Христиане, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем падает к земле, считали первое символом молитвенной устремленности к Богу, второе — символом смирения.
И если Масленница — это широкий праздник, то 22 марта — праздник православный. Сейчас время Великого поста, но как говорят сами монахи, даже во время поста хочется иногда небольшого праздника. И это праздник хочется сделать нашей уральской традицией.
Мы поинтересовались у архимандрита Пимена, есть ли у монахов какие-то спортивные праздники, например.
Архимандрит Пимен, настоятель мужского монатыря на Ганиной Яме:
— У нас спортивные праздники в Великий пост — это поклоны земные. По 300 штук в день сделаешь, потом до кровати доползаешь, думаешь: Боже мой, где душ, где подушка.
Жаворонков мы лепили сами. Для их приготовления нужна мука, дрожжи, вода, соль, сахар и немного растительного масла.
Отрезаешь кусочек теста, раскатываешь его, получается полоска из теста, один конец держишь в ладони, второй обводишь вокруг ладошки и завязываешь в узелок. Тот конец, который потолще, придавливаешь пальцами и лепишь клюв жаворонка. В качестве глаз используем изюм.
Другой конец получившегося узелка придавливаешь и делаешь три разреза ножом. Получается такой своебразный хвост птицы. Потом все это отправляешь в духовку, и как только тесто подрумянится, можно подавать к столу. Скажу честно, у меня получился не жаворонок, а настоящий снегирь. Отъевшийся такой. На фото мой — в первом ряду в самой серединке.
Как говорят сами монахи, Ганина Яма — это удивительное место. Здесь стыкуется религия и некий мистицизм. Журналисты 66.ru прочувствовали это на себе. Как только мы приехали сюда, светило яркое солнце, подошли к шахте, куда скидывали тела убитых членов царской семьи, — погода тут же испортилась и пошел мелкий снег. Лепили жаворонков — солнце вернулось снова. Погода окрашивала светлые моменты и моменты трагической истории этого святого места.
В разговоре с монахами мы поинтересовались, что для них значит мирская жизнь и что значит жизнь монастырская. Отец Серафим сказал одну простую фразу: «Свою убогую келью я не променяю ни на какие палаты».
где келья то, убогая?
Интересно, почему место, где тела пролежали пару дней, почитается значительно больше чем место в Поросенковом логу, где тела девяти человек лежали несколько десятилетий?
PS вы, кстати, сами к науке имеете отношение?
2. - уточните ваш вопрос. Он несколько ээ... не научно сформулирован.
Вт уж увольте! Как-то нет желания в 1918 год.
Другой вопрос, что я двояко отношусь к канонизации Николая и его семьи. Невинных детишек жалко, безусловно. Но чем они лучше уничтоженных большевиками миллионов?
In my humble opinion, Николай был слабым человеком, неспособным править, и несёт ответственность за годы ужаса, за потерю величайшей империи.
p.s.
Моего дедушку когда-то благословлял Николай второй. Его мать (моя прабабушка) стояла в крестьянской толпе, и протягивала деда на руках к проходящему царю. Никлоай остановился, и положил руку ему на головку. Это странно - дед пережил все репрессии, дожил до девяноста. Его родители, его братья – все были уничтожены. Дед уцелел. Эта история стала теперь семейным преданием.