Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Выборы закончились: все кандидаты довольны, всем спасибо

5 марта 2012, 07:13
Выборы закончились: все кандидаты довольны, всем спасибо
Фото: для 66.RU
В полночь, когда объявили первые итоги выборов и в Свердловской области определились лидеры голосования, Портал 66.ru побывал в их штабах, чтобы взглянуть на усталые лица штабных.

В Свердловской области Михаил Прохоров занял уверенное второе место. Так что когда все закончилось и ЦИК начал собирать информацию по избирательным участкам, мы отправились в общественную приемную кандидата.

Но первый визит сразу после предварительного подведения итогов мы нанесли в штаб триумфаторов на ул. Розы Люксембург. Разрыв примерно в три раза — это все-таки непостижимо. Даже самого главного виновника грядущих торжеств такой результат довел до слез.

С одной стороны результат фантастический. Ближайшие конкуренты кандидата-победителя далеко. Внезапно оказалось, что треть всего населения страны (учитывая приблизительную явку получается цифра примерно такого порядка) поддерживает действующую власть. А оппозицию разного рода поддерживают какие-то жалкие единицы — опять же учитывая эту самую явку.

С другой стороны — результат предсказуемый. Ну потому что — а кто? Если собрать воедино совокупный процент четырех кандидатов, получится цифра еще хоть как-то могущая конкурировать с показателем Путина. А так — размазанные по электорату доли от «никаких» пяти до «еще куда ни шло» восемнадцати процентов.

И подумать только: именно такие мнения и бытуют в екатеринбургских штабах двух лидеров голосования (по данным в Свердловской области). Одни действительно считают результат предсказуемым и уже празднуют чистую победу. Другие видят небывальщину и продолжают охотиться на ведьм.

Правда, за окном уже глухая ночь, и можно списать и то, и другое на усталость.

Андрей Русаков, начальник отдела агитационно-пропагандистской работы штаба Путина:

— Сейчас можно сказать, что все, кто хотел проголосовать в Свердловской области, получили такую возможность. Больших нарушений не выявлено — наблюдателями покрыты все 100% избирательных участков. В течение дня мы учитывали все замечания, но они позволяют сказать, что серьезных нарушений не было.

Андрей Русаков показывает три странички формата А4, скрепленных степлером. Это все нарушения, зафиксированные наблюдателями от кандидата Путина в Свердловской области. Меньше трех десятков.

Андрей Русаков:

— По каждому обращению ведется работа, на каждую жалобу есть алгоритм действий, который запущен. Так что мы надеемся, что победил не только наш кандидат в президенты, но и сформировалось достаточное количество на муниципальных выборах.

В штабе уже в расслабленном режиме принимают сообщения о не сильно корректирующихся процентах и уверенно заявляют: чистая победа!

Андрей Русаков:

— Мы видим разительное лидерство Путина. Но вопрос еще во втором и третьем месте — то есть кто ему проиграл. Немножко удивительно, что по России Зюганов на втором месте. Но в Свердловской области следом за Путинным идет Прохоров.

Кстати, Прохорова в штабе конкурентом не считают. Официально. Но говорят о нем больше, чем о других кандидатах-конкурентах. Припомнили и давнишнюю куршавельскую историю, и бытующее мнение, что богатеи идут в политику лишь ради еще большего обогащения.

Андрей Русаков:

— Даже в США — оплоте мировой демократии — ни один миллиардер не выдвигался в президенты. Потому что сложно объяснить, зачем ты идешь во власть, чего тебе не хватает. А ответ, в большинстве своем, — чтоб стать еще богаче.

Совсем другое дело — Путин, говорят в штабе Путина. 8 лет был президентом и 4 года — председателем правительства. Его рейтинг уже сложился.

Андрей Русаков:

— Второй момент — сами партии поступили очень странно: они выставили кандидатов с прогнозируемым рейтингом. Ну что — Зюганов мог победить на выборах президента? Жириновский победил бы? Если бы партии были настроены на победу, они не выставили бы этих кандидатов.

После посещения «оплота победителей» я отправился в следующий штаб. Глухой ночью дороги свободны, так что я доехал меньше чем за минуту.

Когда я подъехал к общественной приемной Прохорова, из нее вылетело несколько молодчиков, сели в два автомобиля и умчались. Мобильные бригады — ноу-хау, популярное на этих выборах. Внутри стояли на ушах: веб-камера прямо сейчас (а времени уже далеко за полночь) фиксирует вброс бюллетеней в КОИБ на участке по адресу ул. 8 Марта, 89.

Потом оказалось, что на участке был сбой в работе КОИБа, и пока он не работал, бюллетени опускали в отдельный ящик. А теперь, чтобы не считать их вручную, прогоняют через электронную урну.

Сюда еще подтягиваются наблюдатели, приносят документы со своих участков, рассказывают, как проходили выборы. Но скоро все закончится: в приемной останется двое дежурных, остальные разъедутся по домам.

Евгений Маленкин, руководитель общественной приемной Прохорова:

— Наши наблюдатели зафиксировали ряд нарушений и подали жалобы. Самое первое нарушение было зафиксировано в 8:05 на участке в ДК Железнодорожников — массовый подвоз людей, которые голосовали по открепительным удостоверениям, больше 20 человек. У нас было 47 мобильных групп, которые были рассредоточены по городу за 2–3 минуты после поступления сигнала могли приехать на любой участок.

Мобильные группы не столько попортили кровь нарушителям, сколько создали впечатление тотального народного контроля. А это, как мне кажется, гораздо важнее. Вот только на итоговое соотношение голосов эти бригады вряд ли повлияли.

Евгений Маленкин:

— Результатом мы удовлетворены. Сказал бы «довольны», если бы была победа. Но те технологии, которые использовали наши оппоненты, это подлые технологии открепительных удостоверений, продававшихся по цене от 200 до 500 рублей. А кто-то голосовал за сто грамм. Если мы говорим о чистоте выборов, то это мерзко. Прямо шаманские танцы с этими открепительными!

Процент, который набрал наш кандидат, это серьезный показатель доверия людей. Прохоров показал, что он серьезный политик. Некоторые его оппоненты трясли бородой и говорили, что из бизнеса в политику не приходят. Ничего подобного! Когда человек достиг успехов в бизнесе, смог управлять серьезной компанией, он может использовать эти технологии для управления страной.

В приемной Прохорова, как и в штабе Путина, ощущается небывалый эмоциональный подъем. С одним лишь отличием: у Путина расслабленно ждут окончательных цифр, у Прохорова по инерции машут кулаками. Но лица светятся и у тех, и у других: обе стороны выиграли.

Евгений Маленкин:

— Конечно, Михаил Прохоров, особенно на Урале, позиционировал себя в связке с Евгением Ройзманом, рейтинги которого зашкаливают, люди верят ему. И это принесло свои результаты: в среднем по стране Прохоров набрал 7,6%, а в нашей области 18,6%. Но это еще не полные данные, полные будут лишь к утру. А сейчас в стране наступает ночь волшебства и главный волшебник творит чудеса в ЦИКе.

Заметим: после изнуряющей предвыборной гонки, которая утомила, по-моему, всю страну без исключения, кандидаты вдруг в одночасье стали добрыми платоническими друзьями. Миронов и Жириновский по телефону поздравили Путина с победой. Сам Путин пожелал Прохорову удачи в создании своей партии, сказав, что у того была достойная и интересная кампания. Ну и есть, как полагается, отрицательный сказочный герой — Бука, не признающий результатов выборов.

А теперь — итог. Все прекрасно понимают, что Путин — единственный хорошо известный электорату кандидат. И возможно, его участие в дебатах только снизило бы рейтинги. Это ведь принцип сисадминов: работает — не трогай! Иными словами: у тебя высокий рейтинг — молчи.

Лидеров оппозиционных партий КПРФ и ЛДПР уже давно не воспринимает всерьез подавляющее большинство населения страны. Каждые новые выборы показывают: реальной конкуренции действующим лидерам они не составляют. Хотя в региональных выборах партии то и дело получают мандаты, их получают не лично господа Зюганов и Жириновский.

Прохоров — действительно никому не известный кандидат. В Свердловской области он взял высокий процент во многом благодаря сотрудничеству с Евгением Ройзманом, очень громким уральским общественным деятелем. В других регионах, в том числе в столице, у Прохорова не второе, а третье место.

Миронов — кандидат сродни Медведеву. Ему вполне подошла бы роль преемника, но у нас уже есть действующий преемник, а тот, кто его таковым назначил, сам в свое время был преемником, и, вроде бы, хватит уже этого цирка.

Выходит, выбора, по сути, не было. Эти люди и не собирались выигрывать выборы. Убери мы предполагаемых «карусельщиков» — результаты приблизились, но не сравнялись бы. А зачем тогда эти карусели с открепительными удостоверениями? Мой дедушка назвал бы эти выборы «симбурде» — симуляция бурной деятельности. Да вы и сами, может быть, их так уже назвали.