Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

F.A.Q. для кандидатов. Инвесторы готовятся к худшему

16 февраля 2012, 15:51
F.A.Q. для кандидатов. Инвесторы готовятся к худшему
Фото: для 66.RU
Портал 66.ru начинает новый спецпроект. «F.A.Q. для кандидатов» — это серия репортажей о настроениях и предвкушениях будущего, которое наступит в первых числах марта. Самые часто задаваемые вопросы.

Наши герои — разные люди. Это 12 социальных срезов — от инвесторов и студентов, фанаток Стаса Михайлова и вокзальных бомжей до физиков, конных полицейских, оппозиционеров и рабочих с заводов. В общем всех, кого кандидаты называют электоратом, населением, в лучшем случае гражданами, не видя за этими словами людей. С их проблемами, радостями и мечтами. Можно сказать, что этот проект мы делаем всего для пяти человек: Владимир Жириновский, Геннадий Зюганов, Сергей Миронов, Михаил Прохоров и Владимир Путин (фамилии расставлены в алфавитном порядке).

Первыми в проекте идут бизнесмены: девелоперы и инвесторы. Весьма обеспеченный социальный слой. Их мы отловили, где и положено, в отеле Hyatt Regency Ekaterinburg. Солидные люди собрались в пафосном помещении на «Инвестиционном сафари». Там областные министры презентовали российским и зарубежным распорядителям финансовых ресурсов ошеломительные перспективы Свердловской области, переживающей сегодня инвестиционный голод. А потенциальные инвесторы слушали их — правда, не сказать, что с горящими глазами.

ТТХ: «Инвестиционное сафари».
Место и время: отель Hyatt Regency Ekaterinburg, 2 февраля.
Организаторы: ООО «Стражи Урала», компания «Cushman & Wakefield».
Количество участников: 129 человек.
Цель мероприятия: показать инвестиционную привлекательность Свердловской области.
Продолжительность: весь день.
Языков общения: 3 (чиновничий, инвесторский, девелоперский).
Шуток на тему названия мероприятия: 52.

Свои вопросы инвесторам мы задавали шепотом в зале, попивая кофе в фойе, прогуливаясь по коридорам, сидя в чилл-ауте и провожая их до парковки. Много тем, но вопросы всем собеседникам — одни и те же. Как ни странно, ответы у них тоже во многом совпадали. Мы поняли, что методика верна, и предлагаем вам «франкенштейн-интервью», сшитое из ответов одинаковых людей на одинаковые вопросы. Собирательный образ бизнесмена, приехавшего в Екатеринбург, чтобы вложить здесь деньги. Ну или хотя бы подумать об этом всерьез.

Половину дня Екатеринбург презентовали как площадку для проведения ЧМ-2018 и ЭКСПО-2020. Но кроме чудесных перспектив общего плана инвесторы не услышали никакой конкретики о том, что останется после этих мероприятий.

Выборы. Кандидаты есть, альтернативы нет

— Вы чувствуете, что в России сейчас исторический, переломный момент?
— Да! Настроение общества изменилось, люди приходят к выводу, что их долгое время водили за нос. Правда, никаких перспектив у этого переломного момента я не вижу — слишком много у нас инертных людей.

— А лично от вас что-то зависит в России?
— Скорее да. Один человек все может изменить.

— То есть на выборы вы пойдете?
— Конечно, что за странный вопрос!

Свердловские чиновники без устали готовы рассуждать о перспективах региона и его столицы. По словам Михаила Максимова, Москва готова дать Екатеринбургу 15 млрд долларов на инфраструктуру. Теперь нужны инвестиции на строительство самих объектов ЧМ-2018 и ЭКСПО-2020. Александр Высокинский справедливо считает, что федеральные деньги станут мощным катализатором развития города.

— А за кого будете голосовать?
— Сердце шепчет, что надо за Прохорова. Но рассудок упорно твердит: он не пройдет. А реальной альтернативы Путину нет. К сожалению.

— Чего вообще ждете от президентских выборов?
— Ничего хорошего не жду. Пусть все пройдет хотя бы в один тур.

— А лично ваша жизнь после них изменится?
— Сильных перемен не будет. Но если будут, то боюсь, только в худшую сторону. Сейчас сложно прогнозировать.

Общество. Власть против понимания

— Какая главная проблема в России?
— Неэффективное использование ресурсов. Инертность населения. Централизация власти. Ну не может один человек руководить всем без исключения, это иллюзия.

— А вообще в современном обществе?
— Самая главная проблема — разные слои общества говорят на разных языках. Они, может, и слышат, но не понимают друг друга. Особенно это касается взаимоотношений бизнеса и власти. Отсюда коррупция.

— А в Екатеринбурге какая проблема самая главная?
— Пожалуй, утечка мозгов. В ту же Москву, например.

«Мы тут перед вами пляшем, — только что сказал министр строительства Михаил Жеребцов, — А вы скажите, может, что-то другое вас интересует?». «Конечно! — сказали инвесторы. — Интересно, чем ваш Екатеринбург лучше Москвы для инвестиций?». Оказалось, что ничем не лучше, а совсем такой же. Только от цивилизованной Европы на 2000 км дальше.

Деньги. Лучше больше, но и так нормально.

— К какому классу вы себя относите?
— К среднему.

— А на что вам хватает вашего дохода? Сколько вообще вы зарабатываете?
— Хватает на все. Большую долю занимает обучение детей, но это все равно не критическая масса в структуре распределения семейных трат.

— Вы можете зарабатывать больше? Если да, то почему не зарабатываете?
— Вообще такой необходимости нет, но стараюсь постоянно увеличивать свой доход. Своего рода индексация должна быть постоянной. У меня сын спрашивает: «Зачем ты, папа, на работу ходишь каждый день?». Я говорю: «Чтоб деньги у нас были». А он мне: «А давай, когда они кончатся, тогда и пойдешь на работу?»

— На какой поступок вы готовы ради денег?
— Только больше работать, если их вдруг станет не хватать. Но это должна быть очень острая необходимость, которой пока нет. Ни на что другое ради денег я не пойду.

— Сколько у вас в кармане денег — вот прямо сейчас?
— 3625 рублей (мы взяли четко среднее арифметическое, — прим. ред.).

Вел мероприятие Евгений Енин. Оседлав тему сафари, он так с нее и не слезал. Согласовывал он сценарий с организаторами или нет, но в каждой подводке к выступлениям экспертов он произносил что-то вроде: «Послушаем охотников», «Выступают тигры», «Хорошей вам всем добычи!» и пр. Шуток на эту тему мы насчитали пятьдесят две.

Семья. Больше детей, но только своих

— Что стало главным событием в вашей семье в 2011 году?
— Я сменил работу, а мой сын пошел в первый класс.

— Сколько у вас детей? Сколько хотите детей?
— Сейчас двое. Хочу, чтобы было трое, а может, даже больше.

— А усыновить согласились бы?
— Нет.

— Как можно сформулировать главную проблему вашей семьи?
— Первая проблема — на семью остается мало времени. Вторая заключается в том, что меня категорически не устраивает отсутствие нормальной социальной инфраструктуры. Бесплатное образование, медицина — все находится на очень низком уровне. Исключение — платные услуги, к которым и приходится прибегать.

— А как эти проблемы можно решить?
— Проблема нехватки времени на семью решается только одним способом: все надо четко планировать. Получается, уж как получается. Что касается низкого уровня якобы гарантированных бесплатных услуг... Можно продолжать платить. А можно переехать туда, где социалка на должном уровне.

— Имеете в виду заграницу?
— Естественно. Правда, это не так-то просто. При условии, что я сохраню свой доход, я буду вынужден за те же услуги, правда лучшего качества, платить еще больше. Моих денег хватает здесь, чтобы нормально жить, так что переезд за границу — это, скорее, такая иллюзорная мечта. Из разряда «А вот как было бы хорошо, если бы!». Сохранить доход или зарабатывать больше — самый, пожалуй, главный вопрос иммиграции. Нас там не особо ждут. Работа здесь. Там — пенсия, а доживать еще рано.

— Ваши родители обеспечены? Как помогаете им?
— Мои родители — обычные люди, и я помогаю им так же, как любой нормальный человек: деньгами, продуктами.

«Cushman & Wakefield» показали аналитику о состоянии и прогнозах развития рынка недвижимости в России и Екатеринбурге. По данным компании, в уральскую столицу с 2005 года инвестировали $166 млн.

Стиль жизни. Современный и нетрадиционный

— Какое самое яркое событие в вашей жизни за последние полгода?
— Отпуск. И даже не важно, где. Сам факт отпуска после года или полугода активной работы.

— Ну а все-таки: где обычно отдыхаете?
— В странах Европы.

— Как проводите свободное время?
— Стараюсь с семьей. Иногда всей семьей встречаемся с друзьями и едем куда-нибудь на природу. Еще люблю читать.

— Что читаете?
— Либо серьезную современную литературу, либо что-то нетрадиционное. Арт-хаус. Такие же предпочтения и в музыке, и в кино.

— Какую одежду предпочитаете?
— Костюм. Правда, галстук надоедает. Некоторые мои костюмы сшиты на заказ.

Местные управляющие коммерческими объектами не могли найти себе место ни среди чиновников, ни среди инвесторов. Первые — влиятельней, вторые — богаче. Что-то предлагать, советовать или просить бессмысленно: те и другие все равно сделают по-своему.

Мечты и страхи. Только не назад в СССР!

— Чего вы боитесь больше всего?
— Что мои дети снова будут жить в Советском Союзе. Боюсь, как бы продолжение нынешнего «курса на стабильность» не привело к еще большим волнениям.

— О чем мечтаете?
— Чтобы дети были так же довольны своим делом, как я. В этом плане я могу совершенно точно сказать, что я — счастливый человек.