Как сообщили в группе «Экозащита», в ближайшее время с Ленинградской АЭС будет отправлен поезд с ядерными отходами в Красноярский край. Экологи, впрочем, говорят, что точная дата транспортировки строго засекречена, но она положит начало масштабному вывозу ядерных отходов со всей России в Сибирь.
«По планам „Росатома“, до 2025 года в Сибирь будут перемещены 22 тыс. тонн отработавшего ядерного топлива. Это означает, что каждые два месяца в ЗАТО Железногорск будут прибывать три эшелона с ядерными отходами», — говорится в заявлении «Экозащиты».
По сведениям экологов, эшелон с отработанным плутонием пройдет через множество российских городов: Санкт-Петербург, Москву, Пензу, Самару, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск. При этом активисты движения утверждают, что движение «радиоактивного» поезда, который экозащитники называют «мобильным Чернобылем», представляет собой угрозу для населенных пунктов, через которые он проследует, — пишет Новый Регион.
Владимир Сливяк, один из основателей «Экозащиты»:
— Во время транспортировок такие ядерные материалы, как отработавшее ядерное топливо, они уязвимы и для краж, и для аварий. Когда речь идет об отработавшем топливе — это особенно важно, потому что это материал, в котором содержится плутоний, то есть, самый настоящий оружейный материал, который можно использовать в ядерной бомбе.
А в России никого, даже сотрудников железных дорог зачастую не предупреждают о том, что следует опасный груз, около которого не нужно находиться, около которого может быть повышенный уровень радиации.
Между тем, как заверил представитель Ленинградской АЭС Сергей Аверьянов, угрозы жителям городов, через которые пройдет «радиоактивный» эшелон, нет. В этом нет ничeгo oпacнoгo, — пояснил прeдcтaвитeль ЛAЭC. — Пoдoбныe пeрeвoзки ocущecтвляютcя уже мнoгo лет c других рoccийcких AЭC. Чем же oтличaeтcя Лeнингрaдcкaя cтaнция? Эшeлoн будут oхрaнять cпeцcлужбы, OЖД и вoинcкиe фoрмирoвaния. Пoeзд будет литерным — диcпeтчeры жeлeзнoй дoрoги cдeлaют вce, чтобы он не зaдeрживaлcя в пути.
Однако экологи относятся к этим словам настороженно и надеются, что им удастся повторить опыт европейских коллег, которые недавно перекрыли железную дорогу из Франции в Германию, по которой следовал бронепоезд с ядерными отходами.
Владимир Сливяк:
— Мы призываем сотрудников РЖД, а также людей, проживающих в непосредственной близости от железных дорог, предпринимать меры самостоятельно — не приближаться без необходимости к железнодорожным путям, быть готовыми к защите своего здоровья от радиоактивного излучения, а также активно выступать против ядерных транспортировок в своем регионе — обращаться в местные органы власти, парламенты, спасательные службы.
Как утверждают активисты «Экозащиты», вред от хранилища радиоактивных отходов могут ощутить на себе и жители Красноярского края, в котором, по данным экологов, «Росатом» планирует создать могильник для российских и иностранных ОЯТ.
«Деятельность «Росатома» означает создание под Красноярском ядерного могильника на многие тысячи лет, — говорят экозащитники. — При этом, у населения никто даже не поинтересовался, согласно ли оно жить около «ядерного туалета страны».
В то же время, по данным госкорпорации «Росатом», с Ленинградской АЭС будут отправлены не ядерные отходы, а отработанное ядерное топливо (ОЯТ). Первый эшелон с партией ОЯТ отправится на новое «сухое» хранилище, построенное недавно на ФГУП «Горно-химический комбинат», расположенном в ЗАТО Железногорск Красноярского края. «Сухое» хранилище гораздо безопаснее традиционных «мокрых» (где топливо хранится в бассейнах под слоем воды) и рассчитано на хранение топлива из реакторов РБМК-1000, которые имеются на трех российских АЭС — Ленинградской, Курской и Смоленской. В настоящий момент на предприятии идет создание полного технологического комплекса по замыканию ядерного топливного цикла на основе инновационных технологий. До этого в России переработкой топлива ректоров РБМК-1000 не занимались — оно лишь накапливалось в пристанционных хранилищах.
Петр Гаврилов, генеральный директор ФГУП «Горно-химический комбинат»:
— Если бы мы не ввели этот объект, то уже в ближайшие полгода стоял бы вопрос о приостановке Ленинградской АЭС, так как пристанционное хранилище у нее практически полностью заполнено, потом — Курской, потом — Смоленской АЭС. Ввод в эксплуатацию объекта на ГХК обозначает обеспечение ядерной и энергетической безопасности России.
А экологии лучше бы занялись свалками - от них вреда больше.
Про Кедровку где статистика? Вся вода от Радона стекает в Пышму минуя Кедровку - так что там должен быть фон в воздухе и на земле - но я специально мерял и нечего не заметил.
Про уровень охраны - вам удалось туда проникнуть ??? Или вы эксперт по безопасности.
ИХМО свалки рядом - гораздо больше различных вредных веществ попадает в среду.
А "свалка" - это которая? Ближе к повороту на Кедровку?
Солидарна.. На севере чернобылцев полно было после аварии.. Северяне десятилетиями жили в халупах, надеясь получить жилье-но все , кто стоял в очереди. обломились- три новых пятиэтажных дома отдали чернобыльцам.. Никто из местных не роптал-все понимали.. Только эти чернобыльцы со временем такие ряхи отъели, свои рынки пооткрывали, и никто не помер!))
наш народ и для бронированной капсулы применение может найти, например попытаться разркзать ее автогеном, болгаркой или еще чем-нибудь
В остальном я с вами согласен. То куда везут этот топливо - первое место за все время российской-советской атомной энергетики для переработки топлива от РБМК-1000. До этого его тупо хранили на самих станциях.
На самом деле у нас кое-как перерабатывают лишь топливо с исследовательских, военных, быстрых (БН-600) и с ВВЭР-440 реакторов. Все это в основном перерабатывается на Маяке в Озерске. Это мелочи в плане топлива нарабатываемого на АЭС, где основа - ВВЭР-1000.
Просто по отношению к отработанному топливу в атомной энергетике каждая страна, в которой она есть, мучительно выбирает свой подход - захоранивать, длительно хранить или перерабатывать. У каждого свои плюсы и минусы, экологические, технологические, экономические и пр. У нас пока реализуется концепция длительного хранения с возможностью дальнейшей переработки.
Сейчас просто нет смысла под каждое такое производство строить новый островок цивилизации в тайге. Грубо говоря, есть ядерный комбинат, на нем уже есть специалисты нужного профиля, есть инфраструктура - вот новый цех и построили рядом. Все логично.
По всем новым объектам в Железногорске проводятся общественные слушания. Так что спросили.