Раздел Общество
19 сентября 2011, 18:54

Владимир Якунин просит очевидцев сообщать о безбилетниках

Безбилетный проезд на электричках ежегодно лишает бюджет компаний-перевозчиков порядка 4 млрд руб.

Таковы оценки ущерба главы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Владимира Якунина. По его словам, на эти деньги можно увеличить парк на 50 электропоездов при средней стоимости каждой электрички в 80 млн руб, — сообщает РБК.

Глава РЖД сожалеет, что проблема безбилетного проезда в электричках стала массовой, а мер по борьбе с ней на законодательном уровне пока нет. При этом неоплата проезда в электричке воспринимается обществом «сверхтолерантно», показали результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Владимир Якунин:

— Главный вывод ВЦИОМ: Россия — страна «зайцев». Почти две трети опрошенных (63%) считают электричку транспортом, проезд в котором можно не оплачивать, при этом электричка входит в тройку самых востребованных видов транспорта. Самые злостные безбилетники — мужчины 40-45 лет, то есть одна из самых трудоспособных категорий населения. Часто они мотивируют безбилетный проезд отсутствием денег.

Третья часть респондентов относится к безбилетникам с пониманием, примерно столько же — с безразличием. «При этом они не видят (или не хотят видеть) связи между стабильностью оплаты за проезд и качеством парка общественного транспорта, хотя эта связь очевидна», — сетует глава РЖД.

Он добавил, что на слушаниях в Общественной палате были озвучены сделанные выводы и предложения: десятикратно увеличить штраф за безбилетный проезд, передать полномочия по отлову «зайцев» транспортной милиции и вывести это нарушение из зоны административной ответственности в гражданско-правовую.

В настоящее время штраф в электричках составляет 100 руб., в поездах дальнего следования — 200 руб. При этом тарифы на пригородные перевозки порой вполне сопоставимы со штрафами за безбилетный проезд. В настоящее время стоимость проезда в электричке по Московской области составляет 16,5 руб. за одну зону, в черте Москвы — 26 руб.

Напомним, последнее повышение тарифов на подмосковные электрички было осуществлено в начале 2010г. С 1 января 2010г. тарифы на проезд в пригородных поездах, по данным Минтранса, в среднем должны были повыситься на 12%. Однако в Московском регионе — одном из крупнейших транспортных железнодорожных узлов в стране — цены на билеты повысились более значительно. Стоимость поездки в электричке в Подмосковье (на одну зону) выросла на 17,8% — до 16,5 руб., а поездки на электричке по Москве — на 18% — до 26 руб.

При этом изменилась система оплаты проезда при пересечении границы между Москвой и Подмосковьем. Тарифы стали суммировать, что привело к минимальной стоимости билета в 42,5 руб. для пассажиров, даже если они проезжали всего одну остановку. Из-за изменения подхода к тарификации стоимость абонентских билетов между некоторыми станциями, близкими к границе Москвы и области, возросла в 3-5 раз.

Такое резкое повышение тарифов вызвало большой общественный резонанс, одно из обществ защиты прав потребителей подало против РЖД судебный иск. Повышение стоимости проезда в разы затронуло многих жителей ближнего Подмосковья, работающих в Москве. В итоге новый порядок расчетов продержался чуть больше месяца. 2 февраля 2010г. представители РЖД, правительства Москвы и Московской области договорились вернуться с 6 февраля 2010г. к прежней системе расчета оплаты за проезд в электричках между Москвой и Подмосковьем. Однако размер повышения тарифов оставлен на прежнем уровне — около 18%.