Раздел Общество
2 августа 2011, 16:50

Глава УФАС хочет штрафовать за рекламу пива всех и сейчас

Вот только ограничения на рекламу алкогольной продукции вступают в силу через год, в июле 2012.

Реклама пива и другой алкогольной продукции исчезнет из метрополитена и уйдет из телевизионных эфиров. Ограничения коснутся даже платных каналов. Кроме того, отныне реклама алкоголя должна содержать информацию о биологически активных добавках и витаминах, входящих в состав спиртного, а дегустации напитков могут проводиться только в магазинах.

Эти и другие последствия в рекламном законодательстве повлек за собой документ, подписанный 20 июня, — «О внесении изменений в Федеральный закон «О регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции...» Вот только результаты законодательного шага мы увидим еще не скоро.

Ограничения на рекламу алкогольной продукции вступают в силу только через год — в июле 2012. Пока же участники рынка и представители антимонопольной службы могут только предполагать, даст ли инициатива ощутимые результаты. Однако руководитель Свердловского УФАС уже сейчас оценивает ужесточение рекламного законодательства положительно.


Татьяна Колотова, руководитель Свердловского УФАС:

— Я считаю законодательный шаг, ужесточающий требования к рекламе алкогольной продукции, в том числе пива, нужным и необходимым. Напомню, что для адаптации участникам рынка дан год. Нам это время не нужно. Мы бы и сейчас начали возбуждать дела и штрафовать за ненадлежащую рекламу.

Татьяна Колотова также рассказала о своем личном мнении по поводу изменений в рекламном законодательстве. Она заявила, что как представитель старшего поколения «приветствует выход закона».

Татьяна Колотова, руководитель Свердловского УФАС:

— Я считаю, что со временем он положительно скажется на общем настрое общества и переориентирует молодежь на занятие спортом, физкультурой, искусством... чем угодно, но не хождением с бутылками пива по улицам. Запрет на распитие алкоголя в общественном транспорте существует давно. Но когда я вечером еду с работы, то обязательно два-три субъекта сидят с баночкой пива. Очень многое предстоит еще сделать самому обществу по части создания нетерпимости среды к такому поведению.

Представители рекламного бизнеса восприняли инициативу скорее скептически. Так, Константин Брызгалов, совладелец компании B&S Marketing, не уверен, что ограничение запрета на рекламу алкоголя даст реальные результаты и поможет снизить потребление алкоголя, в частности, среди молодежи. «Эксперименты в этой области ставят давно, — говорит Константин Брызгалов. — Но даже если в этот раз инициатива не принесет результатов, то мы хотя бы сможем остановиться и понять, что делаем что-то не то».

В документе уточняется, что же именно следует понимать под алкогольной продукцией, в которую, в соответствии с новым определением, входит и пиво, а также напитки, изготовленные на основе пива. Таким образом, из закона «О рекламе» исключается 21 статья, так как пиво автоматически попадает в статью 22 — об алкогольной продукции.

В соответствии с поправками, реклама алкогольной продукции запрещена на телевидении, в том числе — в эфире платных каналов. Отметим, что ранее на платных телеканалах подобное допускалось. Также запрет коснулся всей транспортной инфраструктуры. Реклама исчезнет из трамваев, автобусов, троллейбусов, а также из метро. Не будет ее на остановках и на автовокзалах.

Согласно правилам, реклама не должна утверждать, что употребление алкоголя имеет значение для достижения общественного признания, профессионального или личного успеха. Не должна использовать образы людей, животных, в том числе при помощи мультипликации (чего не было в предыдущей редакции). Размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах обложек в журналах, в печатных изданиях, предназначенных для несовершеннолетних, в теле- и радиопрограммах. Вся наружная реклама также уйдет с улиц.

Реклама должна содержать информацию о биологически активных добавках и витаминах. Проведение рекламных акций, предусматривающих дегустацию напитков, допускается только в местах их розничной продажи.

Где же теперь можно будет встретить рекламу пива и алкоголя? Рекламировать алкогольную продукцию можно будет только в печатных изданиях, в интернете, а также в магазинах, где продается эта продукция. Правило распространяется на алкоголь, который содержит 5 и более процентов этилового спирта.

Татьяна Колотова, руководитель Свердловского УФАС:

— Закон содержит очень интересную формулировку, с которой нам еще предстоит разобраться. Тут все не так просто. Мы же с вами знаем, что в пиве бывает и меньше, чем 5 градусов. Возникает вопрос, что делать с пивом крепостью до 5 градусов. Но я думаю, что за то время, которое отводится на освоение законодательства, мы эту проблему решим.

Пока же Татьяна Колотова приводит статистику за первую половину 2011 года: 21 дело по закону о рекламе из 48, рассмотренных УФАС, касается ненадлежащей рекламы пива. Это составляет 44% от всех рассмотренных дел.

Константин Брызгалов, совладелец B&S Marketing:

— У нас идет вечная борьба рекламы и закона, как раньше шла борьба между броней и снарядами. Броня становилась все толще, снаряды все более пробиваемыми, потом броню делали еще толще, но и снаряды тоже от нее не отставали. Кто кого? Предпринимать действия нужно и производителям, и тем, кто работает в рекламной сфере. Что касается нас, то мы будем придумывать новые ходы, схемы, искать новые пути, придумывать более креативные решения, чтобы в рамках законодательства выполнять свою задачу.

Думаю, что хозяева освободившихся рекламных мест будут проводить акции, продавать их по сниженным расценкам. В любом случае его займет другая продукция. Ведь, как известно, свято место пусто не бывает.

Руководитель Свердловского УФАС считает, что изменения прежде всего коснутся производителей. «В части рекламы ничего не надо делать. Видимо, потребуется переформатирование рекламных бюджетов. Именно для этого — для адаптации — им дается целый год», — подчеркнула Татьяна Колотова.