Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов считает, что существующая точка зрения, согласно которой, Владимир Путин может демонстрировать свои властные полномочия после 2008 года, не занимая никаких формальных постов в РФ, основываюсь только на общественном доверии. «С моей точки зрения, это ненадежная конструкция во всех отношениях, хотя бы потому, что общественное доверие является негарантированным инструментом влияния», – отметил эксперт, выступая накануне на заседании политического клуба «Известий».
По словам Орлова, в этой ситуации после решения возглавить список «Единой России» на выборах в Госдуму для Владимира Путина было бы логично стать формальным лидером этой партии и выдвинуть партийного кандидата на президентские выборы, что позволит контролировать будущего главу государства через парламентское большинство.
В то же время эксперт обращает внимание, что Путину помимо политических рычагов влияния необходимо оставить за собой также руководство силовыми структурами, чтобы контролировать ситуацию в стране. «Поскольку Конституция РФ предусматривает контроль президента над силовыми ведомствами, мне кажется, что Владимир Путин вполне мог бы возглавить структуру, аналогичную Военному совету в Китайской народной республике. Мне кажется это логичная система, которая бы обеспечивала действенный контроль нашего национального лидера над политической ситуацией в стране», – считает Дмитрий Орлов.
Директор Института политических исследований Сергей Марков отчасти поддержал такой сценарий развития событий и отметил, что при решении «Проблемы-2008» в России может быть создана новая модель передачи власти в стране, согласно которой новый президент может получить статус общенационального лидера.
По версии Маркова, такая модель может быть осуществлена следующим образом. За новым президентом может сохраниться оперативное управление страной, а предыдущий лидер, в данном случае Путин, может контролировать деятельность вновь избранного главы государства через влияние на парламентское большинство.
«Если новый президент очень успешен, прекрасно реализует политику, набирает авторитет, то постепенно происходит смена общенационального лидера. А если новый президент не успешен, тогда общенациональный лидер возвращает себе институциональные инструменты осуществления власти через смену правительства или импичмент, если это потребуется», – заключил Марков.