Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Единая Россия» хочет расширить полномочия общественных организаций

27 ноября 2007, 09:44
Общественные организации могут в скором времени серьезно повысить свой статус и начать влиять на решения, принимаемые органами власти различных уровней.
Соответствующий законопроект внесен депутатом от «Единой России». Новшество коснется не всех общественных объединений, а только специально аккредитованных при соответствующем органе власти, который, несмотря на предложенный заявительный порядок аккредитации, имеет возможность в ней отказать. По мнению экспертов, законопроект не увеличит роль гражданского общества, но умножит лоббистские возможности различных фондов при министерствах.

Согласно внесенному законопроекту общественные организации смогут знакомиться заблаговременно не только с проектами законов, но и с постановлениями правительства и других федеральных ведомств, которые часто гораздо более закрыты, чем законодательная деятельность. Представители общественности смогут высказывать свои замечания по документам, хотя по­следнее слово оставлено за властью. Автор законопроекта, недавно сложивший депутатские полномочия (он стал членом Общественной палаты) единоросс Петр Шелищ, убежден, что необходимость в подобном законопроекте назрела уже давно: «Это очевидно для меня, много лет возглавляющего Союз потребителей, — сказал он РБК daily. — Многие общественные объединения узнают важные для себя решения из газет, а у власти в свою очередь вызывает удивление недовольство граждан подобными решениями».

Представители общественных организаций относятся к инициативе положительно Решать, какая организация достойна заранее узнавать интересующие ее сведения, а какая нет, будет сам соответствующий орган власти. Тем не менее порядок аккредитации организаций предусмотрен заявительный, и оснований для отказа будет только два — несоответствие уровня организации уровню органа власти (например, если местная организация захочет узнавать новости федерального ведомства) либо несоответст­вие профиля организации профилю ведомства: если Комитет солдатских матерей захочет аккредитоваться не при Министерстве обороны, а при Минэкономразвития, к примеру, его скорее всего ждет отказ.

«Предлагаемый законопроект направлен именно на создание условий, благоприятствующих становлению в России гражданского общества и прекращению «бессмысленного соревнования между народом и властью», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Однако эксперты видят смысл нововведения иначе. «Проблем с аккредитацией, может, и не будет, однако общественным организациям покажут только те документы, которые сочтут нужными, а вот действительно важные акты, касающиеся, к примеру, правоохранительной практики, не покажут, поскольку на них есть гриф «для служебного пользования», — уверен президент Института верховенства права Станислав Маркелов. По его мнению, в результате дейст­вия документа структурные фонды при ведомствах получат возможности лоббистского влияния через близкие им общественные организации: «Они будут осведомлены в таких вопросах, как выделение земель, к примеру под строительство, о новых нормах экологического контроля, — вопросы частные, но их цена может составлять десятки миллионов долларов».

Представители общественных организаций относятся к инициативе положительно: «Любая общественная дискуссия необходима, и никакой аккредитации не нужно, общественные организации должны быть допущены к законотворческому процессу, — считает председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. — В те недолгие времена, когда при комитетах Госдумы были рабочие группы из представителей общественных организаций, этот механизм показал себя плодотворным».