Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Леонид Волков: год обманутых ожиданий и несбывшихся надежд

19 ноября 2010, 18:04
Депутат Екатеринбургской городской думы подводит свои итоги первому году работы губернатора.

Мне довольно трудно подводить итоги «Года Мишарина», потому что я уже много раз об этом говорил и писал. А еще и потому, что сам был участником многих событий этого года, а теперь надо как-то подняться над этим годом вверх и в сторону, и оттуда, сверху и со стороны, окинуть его общим взглядом. Это трудно: память выхватывает отдельные фрагменты мозаики.

Вот — 10 ноября прошлого года, мой день рождения. Мы с женой вдвоем ужинаем в одном хорошем ресторане — давно договорились никак не отмечать этот праздник, только вдвоем. Мне звонит Федор Крашенинников: «Ты знаешь! Медведев внес в Облдуму кандидатуру Мишарина!». (А до этого еще было непонятно, кто станет губернатором, была тройка кандидатов — Россель, Кокшаров, Мишарин, именно в таком порядке их всегда перечисляли). Получается — окончена эпоха Росселя. А у нас был с Федором и еще с некоторыми друзьями давно уже уговор — если Россель покинет свой пост, как-то это дело отметить.

Не потому, что мы сильно не любили Росселя, но честно скажем — в последние годы его инициативы чаще вызывали удивление и нервную усмешку, чем одобрение. (Вспомните массовое строительство свиноферм или переселение ингушей. Забыли уже? Эх, коротка у нас память...). Да и просто несменяемость власти на протяжении 14 лет очень напрягает, и перспектива еще 4 года провести под эгидой понемногу впадающего в маразм дедушки не радовала.

Уговор дороже денег! И, закончив ужин, мы едем еще не домой, а в караоке-бар. (Не поверите: я в первый раз в жизни был в караоке-баре!).

Поздравляли друг друга, и только один друг из Москвы прислал СМСку: «Знаю вашего Мишарина по работе в МПС. Ох вы с ним наплачетесь!». Мы не обратили внимания, конечно. Помню, Федор адресовал Росселю песню «Прощай, со всех вокзалов поезда...», а я горланил «Перемен! Требуют наши сердца!». И правда, очень хотелось перемен.

Кто ж знал, какими они окажутся?

Вот — начало декабря. Энергичный и деловитый губернатор — какой контраст с прежним! — собирает совещание за совещанием для обсуждения «электронного правительства» региона. Я бываю на некоторых из этих совещаний, и я очарован: умный человек, схватывает все на лету, разбирается в любых технических деталях. Смущают, правда, заведомо нереальные сроки: чуть ли не конец февраля звучит как ориентир, когда «электронное правительство» должно быть создано. Любому специалисту понятно, что это невозможно. Однако, губернатору понятнее. Сотрудники правительства шепчутся о том, что за губернатором давно еще, с железной дороги, закрепилось прозвище «Фотограф».

«Почему Фотограф?», — недоумеваю я. «А потому что он ездит по городам, по объектам, и всех снимает», — нервно растолковывают чиновники. Их очень напрягают нереалистичные по срокам поручения губернатора: они знают, что Фотограф щелкает затвором быстро и объяснений не принимает. Ну ладно, работаем дальше — и в какой-то момент оказывается, что «скоро должен приехать Путин, и надо показать ему концепт электронного правительства». Спрашиваю: «Что имеется в виду под словом концепт?». Очень быстро выясняется, что имеются в виду красивые картинки... Не важно, будет работать или нет, но чтобы было «презентабельно». Нет, спасибо, в такой работе участвовать не интересно. Понемногу, под благовидным каким-то предлогом, перестаю ходить на эти совещания.

И вот так — весь год Мишарина: год больших ожиданий и несбывшихся надежд.

После весеннего митинга на площади Труда ждали, что он начнет интересоваться мнением горожан, учитывать это мнение — а получили силовое проталкивание «сити-менеджера».

В свете встречи с блогерами ждали (многие), что уж теперь-то гражданское общество получит право голоса — а получили организованный на средства неизвестного происхождения пресс-тур на Синай, где губернаторские пиарщики пытаются навязать обществу всю ту же навязшую на зубах идею с храмом св. Екатерины...

И вот так — весь год Мишарина: год пускания пыли в глаза и имиджевых проектов. Рассуждение о «скоростной магистрали до Москвы» за триллион (!) рублей. (Это сорок годовых бюджетов Екатеринбурга — при том, что бизнесмены как летали самолетом, так и будут). Многомиллионная рекламная кампания «кокаиновых дорог», к которым губернатор не имел никакого отношения (источники финансирования так и остались неизвестными!). «ИнноПром» — неплохое мероприятие, соглашусь — но вот уже выясняется, что на новый год надо строить новый выставочный комплекс, потому что нынешний слепили в спешке, тяп-ляп, он просто не простоит год. А еще выясняется, что все правительство области три месяца (с апреля по июль) не делало вообще ничего, кроме подготовки к «ИнноПрому» — чтобы, опять же, ярче пустить пыль в глаза московским гостям (но и Медведев, главный наш нано-инноватор, и обещанный Путин — оба проигнорировали мишаринскую выставку).

Теперь вот, опять же, турне «общества св. Екатерины» — еще один дорогостоящий пиар-проект, оплаченный дурно пахнущими деньгами.

Пиар пиаром — а делать-то что-то будем для города и области? Пока что — только перетряски и перестановки. Изменена схема управления Екатеринбургом. Поменялись мэры 10 городов области. Изменена структура Законодательного собрания (точнее, вот-вот будет изменена). Изменена структура правительства области (нам обещали сокращение госаппарата, но теперь в правительстве области — 7 (семь!) вице-премьеров... при Росселе было два). Дважды полностью перетасована кадровая колода в администрации губернатора. Ради чего? Ради какого результата?

Ведь все это можно было бы терпеть — весь пиар и все перетряски. Если было бы понятно — зачем? Первый год мы терпели — но что изменилось-то? Что сделано для области? Какие цели и задачи у всех этих преобразований? Ответа на этот вопрос нет. Осмелюсь утверждать, что дело не в том, что он не озвучивается, а именно в том, что ответа нет и у Мишарина. Какой должна стать экономика области через пять лет? Какие через пять лет будут главные проблемы? Транспорт, логистика, безработица, дефицит энергетической емкости, инфраструктура ЖКХ? Как решать эти проблемы? Что надо сделать уже сейчас, чтобы через пять лет они стояли менее остро? Неужели выборы отменять и храмы строить?

Беда в том, что ответа на эти простые вопросы нет, и через год мы их тоже не получим.

Спецпроект 66.ru «Год Мишарина».