Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Президент запустил реформу юридического образования

27 мая 2009, 09:53
Президент Дмитрий Медведев подписал вчера поручение правительству о совершенствовании юридического образования.
С пакетом мер по радикальной реформе преподавания юриспруденции выступила Ассоциация юристов России, главой попечительского совета которой является президент. Ассоциация настаивает на создании государственного перечня вузов, которым будет разрешено преподавать юриспруденцию с запретом для всех остальных учебных заведений проводить набор на юрфаки.

Как сообщили "Ъ" в пресс-службе главы государства, вчера президент России подписал поручение правительству о совершенствовании системы высшего юридического образования. Глава государства не раз высказывался о проблеме перепроизводства юристов и низком качестве их подготовки (сегодня действует 1,2 тыс. юридических вузов и факультетов при 52 в СССР).

Свои предложения президенту представила Ассоциация юристов России (АЮР), и речь идет о радикальной реформе юридического образования. АЮР настаивает на установлении государственной квоты на подготовку юристов, определении перечня профильных вузов, которым будет дано право на подготовку кадров в области юриспруденции, а остальным предлагает рекомендовать с 1 сентября 2009 года прекратить набор на юрфаки с поэтапным сокращением госфинансирования. В закон "О воинской обязанности и военной службе" предлагается внести поправку об отмене отсрочек от армии для студентов непрофильных юрфаков. Кроме того, давать право на преподавание в юридических вузах предлагается лишь людям с юридическим образованием и научными степенями по юриспруденции. Подготовкой соответствующих процедур должно заняться Минобрнауки.

Речь, таким образом, идет о государственном регулировании рынка образовательных услуг, против которого уже высказались ректоры юридических вузов в регионах. Они напоминают, что государство и так координирует прием на юрфаки в государственном секторе: определяет цифры приема на бюджетные места и выдает лицензии. Более дипломатичной позиции придерживается и Минобрнауки. Так, глава ведомства Андрей Фурсенко не против определения юридической элиты с госдипломами в пику "лжевузам", однако он предлагает все же не ограничивать юрподготовку коротким вузовским списком, а варьировать сроки подготовки: части вузов предоставить право преподавать лишь по программам бакалавриата, а элите позволить и магистерские, то есть узкоспециализированные программы. По мнению главы Минобрнауки, следует идти и по пути сокращения бюджетных мест на юрфаках непрофильных вузов — с 2005 по 2007 год ведомство уже и так уменьшило бюджетный набор юристов на 40 тыс. человек. "Существуют различные способы борьбы со снижением качества подготовки — ужесточение подхода к формированию образовательных стандартов. Во-вторых, ужесточение подхода к аттестации образовательных учреждений,— говорит и министр юстиции Александр Коновалов.— Но второй подход не должен быть гипертрофирован, чтобы не привести к социальной напряженности в обществе".

Компромиссной позицией оказалось предложение АЮР ввести квалификационные экзамены для юристов, приступающих к практике,— профессиональные испытания, которые выпускник юрфака должен сдать при приеме на работу уже после вузовских госэкзаменов. С этой идеей согласились в Минобрнауки — профессиональное сообщество имеет право на участие в оценке претендентов на место юриста-практика.

Однако и у этого проекта есть издержки. Так, еще осенью сенатор Александр Торшин выступил с проектом закона "О квалифицированной юридической помощи", согласно которому право на оказание юридических услуг предлагалось сохранить лишь за адвокатами, поверенными и нотариусами. Но многие представители юридического сообщества отреагировали на проект негативно, усмотрев в нем введение "адвокатской монополии". Подобные риски есть и у идеи квалификационного экзамена. АЮР настаивает не на государственном унифицированном испытании, едином для выпускников всех юрфаков, которое принято, например, в Германии, а на том, чтобы квалификационное испытание проводило само профессиональное сообщество. То есть определение права на юридическую практику просто предлагается передать от государства к АЮР. В подтверждение подобной версии АЮР выступила и с другим проектом: поставить членов ассоциации во главе вузовских комиссий по проведению госэкзаменов.