Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В ООН говорили о любви и мире

24 сентября 2008, 14:53
Заочная полемика президентов Ирана и США стала одним из главных событий первого дня большой политической дискуссии в ООН.
Махмуд Ахмадинежад обвинил Вашингтон в давлении на МАГАТЭ и заявил с трибуны Организации, что Исламская Республика не откажется от национальной ядерной программы. Свою оценку выступлению Буша на Генассамблее — оно состоялось накануне — дал глава российского МИД Сергей Лавров.

Первый день Генеральной ассамблеи в Нью-Йорке прошел, несмотря на ожидания, в достаточно спокойном ключе: не было явной антироссийской риторики в речах западных лидеров, а президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, который хоть и критиковал США, тем не менее, в своей речи постоянно оговаривался, что Иран готов в нормальному диалогу.

От иранского лидера ждали гневной отповеди США, а он больше говорил о любви и мире — вообще, слово «любовь» с трибуны ООН Махмуд Ахмадинежад произнес не меньше десятка раз. Но американская делегация их не слышала. Уже традиционно во время Генассамблеи обе стороны игнорируют друг друга и стараются не пересекаться даже в коридорах.

Махмуд Ахмажинежад, президент ИРИ: «Иранский народ — за диалог, но мы не терпели и не потерпим незаконные требования. Пришло время для МАГАТЭ предоставить честный доклад международному сообществу».

Иран настаивает на своем праве разрабатывать мирный атом, а чтобы убедить в этом американцев, президент Ирана отправился на интервью к Ларри Кингу, популярному телеведущему, где заявил, что с удовольствием пообщается с двумя кандидатами в президенты США — Бараком Обамой и Джоном Маккейном, явно рассчитывая, что за сменой главы Белого дома отношения между двумя странами улучшатся.

Коснулся иранский лидер и конфликта на Кавказе, который, по мнению Ахмадинежада, спровоцировали страны Запада.

Махмуд Ахмажинежад, президент ИРИ: «Жизни и права людей в Грузии, Абхазии и Южной Осетии были поставлены под удар провокациями НАТО и отдельных западных стран».

Но вопреки ожиданиям многих кавказская тема на этой Генассамблее так и не стала главной. Даже президент Грузии Михаил Саакашвили воздержался от прямых обвинений России в разжигании конфликта, хотя и попросил ООН не признавать независимость Южной Осетии и Абхазии. Большую часть встречи он посвятил внутренним проблемам своей страны. Саакашвили начинает в Грузии вторую «революцию роз».

Михаил Саакашвили, президент Грузии: «Я обещаю, что мое правительство в кратчайшие сроки применит новые демократические инициативы, которые воплотятся во вторую „революцию роз“, и я обещаю, что скоро Грузия станет сильнее и демократичнее».

Смену риторики грузинского президента отметили в российском МИДе. Посредничество Франции благотворно сказалось на руководстве Грузии, а позиция Соединенных Штатов обусловлена союзническими обязательствами, хотя и здесь приоритеты ясны. В своей ооновской речи их расставил сам американский президент, так считают российские дипломаты.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Я оцениваю выступление позитивно. Конечно, президент США должен был подтвердить свою оценку того, что произошло на Кавказе. Мы с этой оценкой не согласны. Мы защищали жизни наших граждан, мы имеем на это право в соответствии с международным правом, с Уставом Организации объединенных наций, но эта часть выступления заняла совсем мало места.

Основное внимание президент Буш уделил необходимости борьбы с глобальными угрозами, угрозой терроризма, угрозой болезней, другими вызовами, включая наркотрафик, включая торговлю людьми, и эти все приоритеты абсолютно совпадают с приоритетами Российской Федерации на международной арене.

Так что, я думаю, тенденция, которая проявилась в дискуссии, прежде всего, в выступлениях президента Буша и президента Саркози, однозначно указывает на возросшее понимание коллективных, а не односторонних действий в сегодняшнем мире».

Сегодня вечером глава российского внешнеполитического ведомства проведет встречу с госсекретарем США Кондолизой Райс.