Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Альянс начинает холодную войну с Евросоюзом

16 сентября 2008, 12:53
Постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин считает, что в декабре Грузия не сможет присоединиться к Плану действий по членству в альянсе, и сообщил о начале холодной войны между НАТО и Европейским союзом.
Свидетельством этого стали последние заявления Схеффера, идущие вразрез с линией ЕС.

Напомним, в понедельник с двухдневным визитом в Грузию прибыла делегация НАТО во главе с генсеком Яапом де Хоопом Схеффером. В нее вошли представители всех 26 стран альянса. Центральным событием визита стало заседание Комиссии НАТО–Грузия, учрежденной после войны в Южной Осетии. Главная цель визита Схеффера – оценить, насколько успешно Грузия выполняет условия, необходимые для получения статуса кандидата в члены альянса.

Вчера же состоялся визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Южную Осетию. В Брюсселе считают неслучайным такое совпадение.

Визит представительной натовской делегации в Тбилиси проходит накануне неформальной встречи министров обороны альянса, которая состоится в Лондоне 18–19 сентября. Ситуация на Кавказе в свете российско-грузинского конфликта станет одной из центральных тем этого мероприятия. Этот же вопрос обсуждается в ходе встреч Схеффера с грузинским руководством (включая президента Михаила Саакашвили и премьера Ладо Гургенидзе), а также представителями оппозиции, общественности и международных организаций.

Как заявил изданию дипломатический источник в штаб-квартире НАТО, нынешние мероприятия в Тбилиси – "это политическая поддержка Грузии". Собеседник указал, что визит представителей Совета НАТО планировался еще несколько месяцев назад в рамках ведущегося сторонами "интенсивного диалога", однако приобрел новое значение с учетом последних событий на Кавказе.

Дипломат напомнил, что в связи с августовским конфликтом НАТО согласилась предоставить Тбилиси содействие в ряде областей. В частности, речь идет о помощи в определении размера ущерба, нанесенного Россией гражданской инфраструктуре, и оценке состояния Министерства обороны и вооруженных сил, а также содействии в восстановлении системы воздушного сообщения и выработке рекомендаций о характере кибератак. В то же время в Брюсселе отрицают, что альянс будет оказывать Тбилиси прямую военную помощь.

НАТО идет наперекор Евросоюзу, а "ЕС продавился под натиском России"

Комментируя последние заявления Схеффера о "неприемлемости соглашения" между РФ и ЕС о том, что план Медведева-Саркози предусматривает слишком большие уступки России, постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин сказал, что они "ставят под вопрос миротворческую миссию Евросоюза".

Напомним, накануне визита в Тбилиси Схеффер в интервью Financial Times назвал договоренность о выводе российских войск из Грузии, заключенную Саркози и Медведевым 8 сентября, "неприемлемой", поскольку она предусматривает слишком большие уступки Москве. Схеффер не согласен с тем, что России, обещавшей вывести силы из буферных зон, разрешено сохранить военное присутствие в обоих сепаратистских регионах.

Подобные высказывания генсека НАТО идут вразрез с более мягкой позицией Евросоюза. ЕС предпочитает не фокусировать внимание на вопросе нахождения российских войск собственно в Абхазии и Южной Осетии.

"В Брюсселе уже началась холодная война между двумя бюрократиями – еэсовской и натовской. В итоге они могут столкнуться в Грузии, поскольку у ЕС и НАТО разное видение ситуации, несмотря на то, что в этих организациях представлены во многом одни и те же страны", – отметил посол. Из заявлений Схеффера явствует, что "ЕС продавился под натиском России".

Рогозин связывает ужесточение риторики генсека НАТО с его последним разговором с президентом США Джорджем Бушем, который состоялся непосредственно перед тбилисским визитом. "Накачка Схеффера со стороны Буша побудила его к публичным выпадам против президента Франции", – сказал российский постпред.

Верен ли прогноз Рогозина относительно холодной войны на евроатлантическом пространстве или нет, мнение Москвы по поводу событий на Кавказе в любом случае не находит понимания у НАТО и ее партнеров.