Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Следующей целью для России после Грузии может стать Украина

10 сентября 2008, 17:57
Российский политический барометр пророчит новую бурю.
Ближайшими целями для России могут стать страны бывшего СССР, в которых велика доля русскоязычного населения, в частности, Украина или хотя бы город Севастополь, где расквартирован Черноморский флот РФ, пишет в среду американская The Wall Street Journal. В свою очередь британская The Times уточняет, что для Украины может "встать ребром" вопрос о передаче Крыма России, если она хочет попасть в ряды НАТО.

Самый животрепещущий вопрос в современных международных отношениях звучит так: "Было ли вторжение России в Грузию и продолжающаяся оккупация страны единичным случаем? Или это первое проявление иной и глубоко настораживающей доктрины национальной безопасности и внешней политики?", пишет The Wall Street Journal.

Как бы ни хотелось верить в первую из этих двух гипотез, факты указывают на правдоподобие второй, считает издание. В конечном итоге об этой короткой войне наверняка будут помнить как о начале решающего сдвига в области национальных приоритетов России. Сегодня важнейшим из этих новых приоритетов выглядит возврат владений, утраченных при распаде СССР в 1991 году, который Владимир Путин назвал "величайшей геополитической катастрофой XX века".

Как Россия достигает этой цели? Играя господствующую роль во внутриполитической жизни и, что еще важнее, в экономической и внешнеполитической ориентации бывших республик СССР, отмечает издание.

К числу шансов, которые эксплуатирует Россия, относятся, в частности, тлеющие пограничные конфликты (а практически все границы России с недавно обретшими независимость государствами могут быть оспорены, поскольку они совпадают с весьма неудачно прочерченными внутренними границами между республиками СССР) и наличие этнических русских или русскоязычных меньшинств в соседних странах.

Если исключить Эстонию и Латвию – там этнические русские составляют более четверти населения, но членство в НАТО повышает риск для Кремля – самой вероятной мишенью, судя по всему, станет Украина. Киев неоднократно сердил Россию и бросал ей вызов, поскольку проводит внутреннюю политику демократизации и решительно ориентируется на Запад, а его руководство жаждет вступить в НАТО. Почти пятая часть граждан Украины (без малого 8 миллионов человек) – этнические русские, проживающие в большинстве своем на северо-востоке страны близ российской границы.

Издание указывает, что премьер Владимир Путин не скрывал своего презрения к суверенитету Украины. Наиболее ярко он высказался на саммите НАТО в Бухаресте в апреле, когда, если верить многочисленным сообщениям российской и украинской прессы, сказал президенту Бушу, что Украина даже не является настоящим государством, что большую часть территории ей отдала Россия и что если Украина осмелится вступить в НАТО, то перестанет существовать как государство. Очевидно, визит вице-президента Чейни на Украину в минувшие выходные, где он заявил о "глубокой приверженности" Америки делу поддержки этой "демократической страны" и ее "права" на вступление в НАТО, задумывался как сигнал, адресованный Москве.