Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Екатеринбург — Реж. Город разбитых дорог, разрушенных заводов и щедрых предвыборных обещаний

6 мая 2016, 12:38
Екатеринбург — Реж. Город разбитых дорог, разрушенных заводов и щедрых предвыборных обещаний
Фото: 66.ru
Портал 66.ru продолжает спецпроект о жизни за ЕКАДом — в больших и малых городах Свердловской области. Побывав всего в трех муниципалитетах, наши корреспонденты вынуждены констатировать: везде одно и то же — системный кризис, депрессия, близкая к разрухе. И всё, что мы можем, — рассмотреть этот масштабный сбой с разных точек зрения, используя для каждой из них отдельный город. Представляем отчет о многодневной экскурсии в Реж — город победившей на думских выборах «Единой России».

Мы уже побывали в городе коммунального ада Асбесте и на главной мусорной свалке региона — в Первоуральске. На этот раз представляем материал о 37-тысячном городе, сделавшем свой выбор, но выбравшем, похоже, не тех. 20 марта здесь состоялись досрочные выборы депутатов Думы. По итогам голосования практически все мандаты получили члены «Единой России».

Реж — самый обыкновенный провинциальный городок, не представляющий со своим скудным бюджетом сколь-нибудь значимого интереса для областной экономики.

Два из могучей тройки градообразующих предприятий, отстроивших город в советское время, почили в бозе: Химический завод взорван, Механический завод обанкрочен. Третий — Режникель — на ладан дышит из-за падения цен на металл. Город глубоко дотационный и, по большому счету, все, что сейчас у него есть, — это известный на всю область хлебокомбинат «Реж хлеб» и медное месторождение, разрабатываемое входящей в УГМК «Сафьяновской медью».

Шлак из трубы никелевого завода, называемый здесь «ферштатером» в честь первого директора Режникеля, оседает в легких режевлян и на растительности. Рассказывают, что в желудках мертвых овец находят куски спрессованного шлака величиной с кулак. А еще зимой им посыпают дороги. Говорят, работает как наждачка.

Отремонтировать дорогу на улице Ленина можно было еще год назад, к 240-летию Режа. Областной премьер Денис Паслер давал денег, но администрация города и пальцем не шевельнула, чтобы их получить.

Победа в два хода: как в Реже уничтожили думу, чтобы с триумфом выиграть выборы

В январе 2014 года за неудовлетворительную работу с поста главы режевской администрации уволили Елену Матвееву. Местные считают, что именно ее фракция из шести депутатов довела гордуму до роспуска, подготовив плацдарм для передела власти и будущего «триумфального» захвата местного парламента. Определенная логика в этих выводах есть.

Местные дороги добили нашу «Ниву», и возвращаться из Режа пришлось на эвакуаторе.

После отставки г-жа Матвеева нашла способ остаться у руля, уйдя в замы к ею же назначенному исполняющему обязанности. А дальше через депутатов, зависимых от муниципальных контрактов, довела дело до роспуска думы. В ее фракцию входили: депутат Раёв, судимый за подделку полиса ОСАГО, судимый депутат Сурнин (три срока), которого сейчас привлекают за дачу ложных показаний в защиту другого осужденного депутата-махинатора Касьяненко (получил три года условно), единоросс Кураев — еще один потенциальный фигурант уголовного дела по тому же эпизоду с Павлом Касьяненко, ну и еще два — главный инженер «Сафмеди» Карташов и местный врач Богаткин.

Павел Касьяненко пошел на подлог кадастрового паспорта, указав на нем несуществующий дом, чтобы приватизировать участок по льготной цене — всего за 0,9% от кадастровой стоимости. Но ведь домика-то на самом деле не было, и тогда он наврал суду, что дом снес. Дескать, не нравилось строение родственникам. И даже привел свидетелей: Раёва, Сурнина и Кураева, которые его показания подтвердили. Теперь переизбравшегося депутата Сурнина будут судить за дачу ложных показаний. Под прицелом и единоросс Кураев, возглавляющий, кстати, режевской Фонд поддержки предпринимательства. Цена вопроса для обоих — их депутатские мандаты.

Александр Чепчугов, бывший депутат и глава Режевского городского округа:

— Когда все эти махинации вскрылись, я (тогда еще в статусе главы) обратился в администрацию с запросом о размере нанесенного городу ущерба, но в ведомстве Матвеевой лишь закрыли глаза и ответили, что никакого ущерба в этом нет.

Уголовное дело против Евгения Сурнина за дачу заведомо ложных показаний возбудили через пять дней после так называемой триумфальной победы прогубернаторских сил. Вместе с депутатом Сурниным (прославившимся на всю страну своей татуировкой паука на голове — символом тюремного авторитета) в новую режевскую Думу избрались еще двое ранее судимых — Садыков и Латников.

Из предвыборной речи Евгения Куйвашева в Реже:

— Еще раз хочу вернуться к своему тезису о том, что главное — чтобы в думе были нормальные люди.

Обещают обещать: большая политика и мелкие проблемы обычных людей

В справедливость итогов местных выборов многие не верят. Но формальных оснований отменять их нет. Голосование прошло без значимых нарушений. Тем более что предвыборным обещаниям многие верили. Их раздавал лично губернатор.

Из предвыборной речи Евгения Куйвашева:

— Я хотел бы быть волшебником, махнуть волшебной палочкой — и сказать, что завтра мы все решим. Нет, завтра мы сделаем первый шаг. А первый шаг начинается с дороги в тысячу ли.

Губернатор явно был не готов к такому креативу своих спичрайтеров, не говоря уж о том, что когда-либо сам читал Конфуция, у которого дорога в тысячу ли начинается с первого шага. Но оговорка символичная: вопросы, требующие от Евгения Куйвашева единственного росчерка пера, для простых людей превращаются едва ли не в кругосветное путешествие.

Взять, к примеру, Веру Новоселову, умоляющую от имени нескольких сотен человек включить в паспорт междугороднего автобусного маршрута Алапаевск — Екатеринбург прежние остановки на Плотинке и у центральной районной больницы, которые кто-то почему-то запретил. Женщина обошла уже все возможные инстанции, включая областного министра транспорта, председателя правительства и даже некоторых помощников губернатора. Никто в возвращении упомянутых остановок проблем не видит, но никто до сих пор ничем и не помог.

Реж — город контрастов. Деревянные сортиры здесь соседствуют с благоустроенными пятиэтажками.

А жители села Арамашка просили губернатора вмешаться и вернуть в деревню расформированную пожарную часть. Люди уже готовы выйти на митинг, потому что пару недель назад здесь было два пожара, в которых кроме построек сгорела скотина. Пожарная машина из Режа приехала только через 40 минут, а из Клевакино — через час. Евгений Куйвашев обещал выделить передвижную цистерну с помпой на тонну воды, но и ее арамашевцы до сих пор не видали.

Анатолий Евсеев, председатель Режевской общественной палаты и руководитель городского Совета ветеранов:

— Заявленная Куйвашевым «губернаторская программа» развития Режа до 2021 года на 12 миллиардов рублей — натуральный бред сивой кобылы. Вот посмотрите (раскрывая блокнот): доходы областного бюджета — 176,3 миллиарда, расходы — 190,6 миллиарда, то есть дефицит бюджета — 14,7 миллиарда рублей. Госдолг Свердловской области — 60 миллиардов рублей. Где он собрался взять обещанные 12,6 миллиарда для Режа? Что, отрезать от Артемовского, Алапаевска, Невьянска?

В преддверии Дня Победы Совет ветеранов дарит продуктовые наборы: рис, гречка, макароны, масло, консервы. Город с 2009 года ни копейки на это не дает. Помогает областной Совет ветеранов, да местные предприниматели.

Фиктивность многообещающей программы Куйвашева дезавуировала кандидат из его же пула Нина Фирсова, пояснившая на встрече с избирателями, что 10 из 12,6 млрд рублей — это инвестиции предприятий в модернизацию собственных производств. А учитывая размер областных субсидий режевскому бюджету на 2016 год в 748 миллионов рублей, оставшиеся 2,6 миллиарда — всего лишь субсидии ближайших четырех лет. И не более того. Вот почему попытки Куйвашева выдать внутренние инвестиции промышленников за «губернаторскую» программу развития всего Режевского округа и называют «бредом сивой кобылы».

Александр Шарафиев, журналист, депутат Гордумы соседнего Артемовского городского округа:

— Не будет ни рубля из областной казны, потому что там нет денег даже на нормальное содержание медицины. В 37 муниципальных образованиях собираются проводить митинги против оптимизации в медицине.

Вот дом, построенный в Быстринском районе Режа по программе переселения из ветхого жилья. У него нет ни балконов, ни отмостки, ни благоустройства. Квартплата за однокомнатную квартиру — 4 тысячи рублей. Жильцы жалуются на треснувшие стены, на вонь из туалетов, на отсутствие управляющей компании, но в администрации их никто не слышит.

А вот как благоустроен двор несчастного дома. Зато администрация городского округа сэкономила на его строительстве аж целую треть от заявленной стоимости работ.

Алексей Потапенко, бывший депутат Режевской гордумы, директор режевского хлебокомбината:

— Ты Джека Лондона читал? Помнишь роман «Мартин Иден»? Там парень, влюбившись в девушку из высшего общества, решил стать достойным своей возлюбленной и начал работать над собой, став потом знаменитым писателем. Это же учебник саморазвития из школьного курса литературы, понимаешь? А эти люди, которые сейчас во власти, далеко не всегда профессионалы. Комбинат «Реж хлеб» — один из крупнейших местных налогоплательщиков, а Пересторонин (руководитель администрации губернатора, — прим. ред.) при свидетелях (!) угрожал нам уничтожением бизнеса. Скажи, как уничтожение предприятия, на котором работает почти 400 человек, вяжется с лозунгами о развитии экономики? Губернатор Куйвашев вот Штейнмиллера с возвращением поздравил (Александр Штейнмиллер, бывший мэр Режа, избран теперь в гордуму, — прим. ред.), а ведь именно при Штейнмиллере городская экономика с ее крупнейшими предприятиями была уничтожена.

В любом случае победа «Единой России» в Реже стала генеральной репетицией перед предстоящими выборами в Госдуму и Законодательное собрание Свердловской области. Для Евгения Куйвашева это был вопрос личного престижа и личной эффективности на занимаемом посту. Он показал, что может побеждать. Жаль, что в городе после этого триумфа в позитивные перемены никто особенно не верит.