Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Городская команда взяла год на выборы следующего мэра Екатеринбурга

11 марта 2015, 18:52
Городская команда взяла год на выборы следующего мэра Екатеринбурга
Фото: архив 66.ru
В мэрии создают электронную систему опроса населения. Через год она должна заработать. И с ее помощью «городские» выскажут свое мнение по поводу реформы муниципальной системы управления. Точнее, это будет не их мнение. Это будет «мнение граждан», которое тем не менее обычно совпадает с интересами горадминистрации.

Сегодня, 11 марта, в администрации Екатеринбурга обсуждали новую редакцию стратегического проекта «Институт местного самоуправления». В мэрии, напомним, обновляют всю стратегию города. И сегодняшнее заседание — это как бы обязательное продолжение этой большой работы.

Но оно совпало с важными изменениями в федеральном законодательстве. Владимир Путин разрешил областной власти самой решать, кто и как назначит следующего мэра Екатеринбургу. Губернатор Евгений Куйвашев свою позицию по этому поводу уже огласил: он считает, что глава у города должен быть один, но выбирать его всенародно не надо, а лучше передать это право Думе и комиссии, наполовину состоящей из подчиненных руководителя региона.

И заседание совета в мэрии, темой которого как раз заявлена система муниципальной власти, — неплохой повод для «городских» заявить о том, как они видят следующие выборы главы. Но от прямого столкновения с губернатором они увернулись.

Главный автор новой редакции стратегического проекта — вице-мэр Сергей Тушин. Свое выступление он начал с того, что разъяснил: в обновленной версии слово «институт» следует понимать не как «образовательное учреждение» (в прежней редакции, направленной на борьбу с правовой неграмотностью, оно интерпретировалось именно так), а как «систему организации власти». То есть речь идет, в частности, о том, кто и по каким правилам назначит людей, которые будут управлять Екатеринбургом после Евгения Ройзмана и Александра Якоба.

Всего есть десять вариантов. Мы о каждом из них рассказывали. Но самый подходящий, по версии мэрии, г-н Тушин сегодня так и не озвучил.

Сергей Тушин, замглавы администрации Екатеринбурга:

— Нас об этом спрашивали. Мы посовещались и посчитали необходимым воздержаться от ответа. Главная задача стратегического проекта — не назвать оптимальную форму организации местного самоуправления, а создать условия, которые позволят жителям города, профессиональному сообществу и органам власти выявить наиболее удачную модель в нынешних социально-экономических условиях.

Для того чтобы «мнение граждан выявить», мэрия в том числе запустит новую систему опроса через интернет, добавил вице-мэр. Она должна будет распознавать и ратифицировать каждого пользователя, чтобы тот мог легитимно голосовать в Сети вместо того, чтобы ходить на избирательные участки или на общественные слушания. По прогнозам Сергея Тушина, заработает система через год. И как раз на этой платформе мэрия спросит у горожан их мнения относительно следующих выборов главы (или глав, если, например, город решит, что схема «мэр + сити-менеджер» работает нормально).

Тем не менее, как нам кажется, свою позицию «городские» все же обозначили. Она складывается из речей спикеров, которых пригласили на заседание. Не будем давать оценок. Просто опубликуем цитаты. А вы сами для себя решите, какой посыл в них заложен.

Нафик Фамиев, депутат Законодательного собрания Свердловской области:

— С 2009 года Свердловская область находится в зоне экспериментов. Сначала к нам свозили эшелоны железнодорожников. Теперь свозят тюменцев. А неизбранный, назначенный губернатор не уважает и не может уважать всенародно избранных мэров городов. Потому муниципальное образование должно сейчас выработать оборонительную стратегию, как сделало это в 2010 году. Тогда губернатор Мишарин хотел сделать так, чтобы мэра назначала Дума. Мы через общественные слушания протащили поправку об избираемом мэре. И если бы не она, сейчас в администрации Екатеринбурга сидели бы совсем другие люди.

Яков Спектор, глава Общественной палаты Екатеринбурга:

— Я считаю, что сильный мэр — это всенародно избранный мэр. Он может руководить большим городом. А слабый мэр — это тот, которого назначила Дума. И он способен управлять только маленьким муниципалитетом. Еще хочу высказаться по поводу увеличения числа депутатов. Как говорится, в семье не без урода. И увеличив число депутатов, мы увеличим количество людей, которых я упомянул выше.

Александр Якоб, глава администрации Екатеринбурга:

— Решение о том, какую схему местного самоуправления выбрать, законодатель передал регионам. Знаете, это как атом. Он бывает мирный, а бывает немирный. Так вот, если губернатор — мудрый человек, то это хороший закон. Но губернаторы бывают разные.

Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга:

— Местное самоуправление — это единственная возможность реализовать стратегические планы города. И если местное самоуправление сейчас потерпит поражение, обо всем остальном можно даже не говорить.

Илья Захаров, председатель Избирательной комиссии Екатеринбурга:

— Основная федеральная тенденция сейчас — это сужение полномочий муниципальных органов управления и расширение полномочий региональной власти. Президент Владимир Путин, напротив, говорил о том, что все ключевые вопросы должно решать именно местное самоуправление.

Аркадий Чернецкий, член Совета Федерации РФ:

— Я бы хотел объяснить логику действий федеральной власти. Не надо думать, что там сидят злыдни. Мы все время пытаемся найти идеальную модель муниципального управления. Но в условиях огромной разницы между городами и поселками страны сделать это попросту невозможно. Потому приняли самое простое решение — передать этот вопрос на усмотрение региональной власти. Но это решение губительно для крупных, самостоятельных городов. Они становятся донорами, источниками компенсации проблем региона.

Александр Татаркин, директор Института экономики УрО РАН:

— Я напомню вам о третьей статье Конституции, в которой сказано, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, а высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Отметим, по закону, опрос граждан, на который рассчитывает мэрия, областная власть имеет полное право не учитывать вообще. Спросить мнение населения их обязывают только в том случае, если речь пойдет о разделении Екатеринбурга на несколько новых муниципалитетов. Для любого другого решения достаточно голосов депутатов Законодательного собрания и подписи губернатора.