Раздел Политика
10 июня 2014, 15:23

Андрей Альшевских: путинская реформа отодвинет горадминистрацию от кормушки

Андрей Альшевских: путинская реформа отодвинет горадминистрацию от кормушки
Фото: Дмитрий Горчаков, архив 66.ru
В ближайшие полгода определится, кто реально будет управлять Екатеринбургом. Почему реформа местного самоуправления — это благо, какие финансовые потоки потеряет Тунгусов и почему реформе никто не помешает, Порталу 66.ru рассказал депутат Андрей Альшевских.

«Власть Советам»

В стране стартовала муниципальная реформа. Федеральные власти усиливают в городах районные администрации и создают районные думы. Кремль возвращается к забытому принципу «Вся власть Советам». По сути он дарит районам самостоятельность.

Важно, что многие полномочия передаются на уровень районных дум, поскольку 95–97% жалоб, с которыми приходят ко мне люди, лежат именно в области полномочий местного самоуправления. Важно, что эти полномочия достаточно «приземлены». Все, не придется теперь чиновникам, главам районов «ходить с протянутой рукой» по мэрии, просить на то или иное. У них появится свой бюджет, который будет формироваться министерством финансов Свердловской области. Начнут вводить и отменять местные налоги, распоряжаться муниципальной собственностью, землей на вверенной территории, отвечать за торговлю (в том числе сельхозпродукцией) и за благоустройство (от уборки до согласований, как выглядят фасады нежилых помещений). Сверхдоходные направления.

Все это разгрузит администрацию города Екатеринбурга от тех полномочий, с которыми, что греха таить, она не может справиться. Это не значит, что это приведет к хаосу всю городскую систему. Все магистральные вопросы останутся в ведении горадминистрации. Однако муниципальная реформа лишит их хорошей кормушки.

«Страшно далеки они от народа»

Старшее поколение помнит райсоветы, формировавшие райисполкомы. Российские реформаторы нового не придумали, а заимствовали у Советского Союза и внедряют на современный лад. Власть, от которой зависят наши повседневные заботы, приближают к народу.

Чем хорошо появление дум на местах? Депутаты приметнее станут. Потому что округа «нарежут» не на 60 тысяч жителей, как на примере Екатеринбурга дело обстоит, а на пять-десять тысяч. Каждому народному избраннику придется чуть ли не за квартал отвечать. Если кто-то один раз обманет людей, они запомнят и «прокатят» на следующих выборах.

Вспомню родную Сортировку. В 2009 году выдвигался у нас Игорь «Веселый молочник» Пехотин. Обещал в первую кампанию «молочные реки, кисельные берега» — ну, завод построить как минимум точно. Ему поверили. А пришла пора переизбираться — «сбежал в безликий» единороссовский партсписок, потому что округ запустил.

По затратной части. Согласно законодательству, депутаты районных дум будут практически все работать на общественных началах. Так что говорить, что расходы народа на депутатов вырастут, не верно.

«Как все будет»

«Оперировать» местное самоуправление будут областные парламентарии. Федеральный рамочный закон принят 29 мая. Нам дают шесть месяцев, чтобы конкретизировать нюансы.

Нас ждут бурные обсуждения. Я бы в Екатеринбурге оставил семь отдельных муниципальных образований в границах действующих районов. Но, допустим, единороссы могут предложить поделить город всего на две части. Всякое бывает. Районы в Екатеринбурге разнятся по численности населения. Для формирования дум предстоит обозначить нормопредставительство (минимум 25 депутатов) и схему выборов. Либо кандидаты пойдут, как одномандатники, либо 50 на 50 (партийные списки и одномандатники); не исключаю и многомандатные.

К сожалению, бесполезную двуглавую систему оставляют. Скорее всего, главу района, то есть председателя думы, районные депутаты возьмут из своих рядов. Хотя я бы настаивал на всенародном голосовании, как сейчас на городском уровне. Что касается первого хозяйственника на районе, главы администрации, его назовет комиссия из представителей думы и резиденции губернатора. Да, в нашем случае у Александра Якоба и Владимира Тунгусова отбирают «рычаги управления».

Существуют два варианта, как собирать думу уже Екатеринбурга и определять мэра города — из депутатов райсоветов или сохранять выборность. Управляющего Екатеринбурга по примеру сити-менеджеров назначат доверенные лица свердловского губернатора и депутаты гордумы.

«Затаившийся «серый дом» и безысходность»

Наша мэрия, возглавляемая господами Якобом и Тунгусовым, муниципальной реформе противостоит куража ради. Поэтому и провели на площади 1905 года показательный «спектакль», доказывали, что сильны, хоть и меньше бюджетников «согнали», чем обещалось. Сопротивляться будут до поры до времени, поскольку не самоубийцы — а то по шапкам прилетит, не до чтения журнала «Лиза» будет. Надо понимать, что хотим мы этого или не хотим — реформа местного самоуправления на территории Екатеринбурга однозначно будет. По линии «Единой России» спустят партийную установку и реформу примут, так как это инициатива президента. Администрация города прекрасно понимает, что им от реформы не уйти, и намеренно затягивает время, чтобы успеть подготовиться к выборам в районных думах: подбираются кандидаты, аккумулируются финансы и административные ресурсы. Как только подготовятся, скажут губернатору Евгению Куйвашеву: мы согласны, объявляй кампанию. Что-то мне подсказывает, результат напомнит сентябрь 2013 года… Когда областные власти потеряли лицо.