Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Текст бюджетного послания губернатора

7 октября 2014, 12:53
Евгений Куйвашев выступил с бюджетным посланием в Заксобрании.

Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Свердловской области, поздравляю вас с началом сессии!

В соответствии с Уставом Свердловской области, Законом Свердловской области о бюджетном процессе представляю вам Бюджетное послание об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Свердловской области в 2015 году и плановом периоде 2016-2017 годы.
В прошлом году, выступая с Бюджетным посланием, я говорил о нашей главной задаче: это формирование новых стандартов жизни людей, повышение качества жизни на всей территории Свердловской области.
Эта задача остаётся приоритетной и на период до 2015 года и плановый период 2016 – 2017 годов.
Реализуя блок майских Указов Президента России, нам удалось существенно продвинуться в решении многих важнейших социальных задач. Ответной реакцией общества стало заметное улучшение демографической ситуации: в регионе зафиксирован естественный прирост населения.
В 2013 году в Свердловской области родилось 62 тысячи детей, уровень рождаемости по итогам года превысил уровень смертности на 5 процентов. Эта положительная динамика продолжается и в 2014 году: за январь-август текущего года прирост населения составил 1950 человек. Это на 8,5 процента больше, чем за тот же период прошлого года.
Улучшение демографии самым непосредственным образом связано с реализацией наших программ по укреплению института семьи, поддержке многодетных семей, выплатам регионального материнского капитала, строительству детских садов.
За последние три года в Свердловской области было дополнительно создано более 44 тысяч мест в детских садах. В этом году уже введено в эксплуатацию 14 детских садов, которые приняли 3392 ребенка. До конца года планируется ввести в эксплуатацию еще 32 дошкольных учреждения на 6 138 мест.
В реализации других положений майских Указов Президента Свердловская область также выглядит весьма достойно. Это касается роста заработной платы в бюджетной сфере, позитивных тенденций в здравоохранении, образовании и культуре, развитии жилищного строительства.
В июле 2014 года была утверждена комплексная программа «Новое качество жизни уральцев». В её разработке и наполнении конкретным содержанием приняли участие не только специалисты и эксперты, но и жители области. Эта программа – наша комплексная стратегия, выстроенная в идеологии социальных указов Президента, учитывающая реальные запросы и потребности людей, повышающая качество государственных и муниципальных услуг, ставящая целью вывести Свердловскую область в первую пятерку российских регионов по уровню жизни.
Эта работа будет последовательно продолжена.
Одним из важнейших показателей качества жизни является уровень заработной платы. В январе-июле 2014 года средняя заработная плата по экономике регионе превысила 29 тысяч рублей, что на 8,3 процента выше уровня аналогичного периода 2013 года.
Но мы видим, что по России в целом заработная плата росла более быстрыми темпами, почти на 10 процентов. Это диктует необходимость принятия более активных мер по поддержке реального сектора экономики, сотрудничеству с крупнейшими налогоплательщиками, работодателями, профсоюзами, развитию малого и среднего бизнеса в регионе.
Уважаемые коллеги!
По большинству важнейших показателей Свердловская область по итогам 2013 года сохранила лидирующие позиции среди регионов России: 3 место – по обороту розничной торговли, 4 место – по обороту оптовой торговли, 5 место – по объему платных услуг населению, 6 место – по объему отгруженных товаров промышленного производства.
Валовой региональный продукт Свердловской области в 2013 году составил 1 триллион 585 миллиардов рублей, или 103 процента к уровню 2012 года.
Прогнозируется рост региональной экономики и по итогам 2014 года. Я хочу поблагодарить вас за поддержку данного направления работы.
Начиная с этого года, Свердловская область перешла на программный бюджет. Сейчас у нас разработаны и утверждены 28 государственных программ на период до 2020 года, которые охватывают все сферы социально-экономического развития региона.
В целом в прошедший период можно констатировать хорошее исполнение бюджетных обязательств.
Доходы консолидированного бюджета (с учетом безвозмездных поступлений) за 2013 год составили 206 миллиардов 300 миллионов рублей, увеличившись на 2,7 миллиарда рублей к уровню 2012 года.
Расходы консолидированного бюджета Свердловской области за 2013 год составили 232 миллиарда 600 миллионов рублей.
В 2013 году по объему налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Свердловская область заняла четвертое место в Российской Федерации, улучшив свои прежние позиции.
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания Свердловской области!
Главная задача на 2015 и последующие годы – на основе собственного научно-производственного потенциала совершить индустриальный рывок, технологический прорыв, освоить новые виды конкурентоспособной продукции, повысить производительность труда, занять новые рынки. Иными словами, существенно укрепить экономический фундамент социального развития.
Эта задача должна стать основой разработки стратегических документов Свердловской области. В 2015 году необходимо провести актуализацию Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года, плана мероприятий по её реализации, а также Инвестиционной стратегии до 2030 года, определив долгосрочные цели и задачи развития региона, механизмы их достижения. Причём, сделать это надо в тесной увязке с перспективными корпоративными планами уральских предприятий и организаций.
Поручаю Правительству Свердловской области провести эту работу в установленные сроки.
Формируя основу для повышения качества жизни уральцев, самое пристальное внимание мы должны уделить научно-промышленной политике региона: она должна стать более активной, адекватной и современной.
Прежде всего, необходимо в самые сжатые сроки завершить разработку программы и плана мероприятий по развитию производственной кооперации и импортозамещения. Очень важно, чтобы данная программа учитывала глобальные потребности внутреннего рынка и новации, которые происходят на федеральном уровне.
Важная роль в этой работе отводится Министерству промышленности и науки Свердловской области. Мы тщательно и взвешенно выбирали руководителя на это важнейшее направление. Сегодня, когда выбор сделан, я ещё раз подтверждаю намерение придать нашему Минпрому статус и полномочия оперативного штаба по развитию реального сектора экономики, продвижению программы импортозамещения, реализации Программы модернизации и создания новых рабочих мест.
Второе направление: принятие и реализация комплексной программы «Уральская инженерная школа». Программа создается на стыке науки, образования и производства, она направлена на формирование системы непрерывного технического образования, создания школ технического творчества, масштабный трансферт научных разработок в производство, в новые продукты, успешную реализацию программы импортозамещения, в том числе и в плане создания современного оборудования и технологий, которые сегодня мы приобретаем за рубежом.
Программа «Уральская инженерная школа» должна рассматриваться в единстве с той работой, которую мы ведем по подготовке высококвалифированных рабочих кадров. В итоге в обозримой перспективе мы должны полностью удовлетворить потребности Свердловской области в инженерных и рабочих кадрах.
Как вы знаете, Президент России Владимир Владимирович Путин поддержал нашу инициативу по развитию инженерного образования, и дело чести для нас добиться высоких результатов в этой сфере.
Третье: наращивание динамики развития базовых отраслей реального сектора экономики: машиностроения, металлургии, агропромышленного комплекса, а также и отраслей, чьи доли в рынке выглядят скромнее.
Сейчас оборонно-промышленный комплекс региона полностью задействован выполнением заданий гособоронзаказа, что обеспечивает загрузкой и целый ряд смежных производств.
В то же время, уже сегодня необходимо, ориентируясь на внутренний рынок, заняться разработкой программ диверсификации и выпуска наукоемкой гражданской продукции на предприятиях ОПК.
Говоря о реальном секторе, хочу отдельно остановиться на агропромышленном комплексе, который в 2013 году продемонстрировал достаточно высокие темпы роста. Мы уже обеспечили себя на 100 процентов картофелем, яйцом, хлебом. Сейчас стоит задача наращивать объемы производства по молоку и мясу, молочной и мясной продукции.
В 2015-2017 годах на развитие сельскохозяйственного производства и устойчивое развитие села планируется направить более 12 миллиардов рублей бюджетных средств.
Считаю целесообразным продумать возможность создания в Свердловской области агропромышленных кластеров с преимущественными условиями ведения предпринимательской деятельности. Такая работа сегодня назрела и я считаю, что эту работу надо начинать сегодня.
Особого внимания требуют те отрасли, потенциал которых используется сегодня явно недостаточно.
Например, лесопромышленный комплекс. Сегодня лесные ресурсы используются крайне неэффективно, с огромным количеством технологических потерь и отходов древесины. По большинству лесничеств полезное освоение расчетной лесосеки не превышает 30-35 процентов, что приводит к ухудшению состояния лесного фонда и деградации лесных земель. У нас огромные лесные массивы, но по итогам 2013 года доля лесопромышленного производства в структуре промышленности составила всего чуть более одного процента. Это недопустимо.
Поручаю Правительству Свердловской области совместно с руководителями предприятий, Уральским Союзом лесопромышленников оперативно разработать предложения по развитию лесопромышленной отрасли на среднесрочную перспективу.
Также мы должны обратить внимание на старательский промысел. На Инвестиционном форуме в Сочи мы обсуждали эту тему с Председателем Правительства России Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Глава федерального правительства поддержал нашу инициативу о выводе из «тени» этого важнейшего для Свердловской области бизнес-сегмента, данные уже есть у профильных министерств и вместе с Законодательным собранием мы можем предложить инициативу по формированию целой отрасли, которая принесет деньги в областной бюджет.
Четвёртое: поддержка крупных инфраструктурных проектов, таких как индустриальные парки «Богословский», «Новоуральский» и «Новосвердловский», технопарк «Университетский», особая экономическая зона «Титановая долина».
Создание в Свердловской области индустриальных парков я определил в прошлом Бюджетном послании как один из приоритетов территориального развития. Этот приоритет, безусловно, сохраняется на предстоящий период.
Начиная с этого года, Минпромторг России будет ежегодно проводить конкурсные отборы инвестиционных проектов, предоставлять управляющим компаниям в регионах субсидии на капитальное строительство объектов их инфраструктуры. Со следующего года такие субсидии будут предоставляться региональным бюджетам субъектов. Кроме того, аналогичные субсидии можно получать по линии Минэкономразвития России на поддержку территориальных инновационных кластеров, таких как «Титановая долина».
Поручаю Правительству Свердловской области обеспечить участие региона в этих и подобных федеральных проектах и внимательно отслеживать все новации в этом направлении.
Пятое: привлечение инвестиций. Основная задача – обеспечить в 2015 году максимально возможные объемы капиталовложений за счет государственных инвестиций, в том числе используя потенциал компаний с государственным участием, а также сохранить и в трехлетнем перспективном периоде увеличить масштабы частных инвестиций в экономику региона. Своевременно и в полном объёме использовать механизмы проектного финансирования.
В ближайшей перспективе – нужно улучшить позиции Свердловской области в Национальном инвестиционном рейтинге, существенно увеличить количество инвестиционных проектов, реализуемых в регионе.
Напомню, что в текущем году стоит задача обеспечить общий объем инвестиций на уровне не менее 380 миллиардов рублей. К 2018 году объем инвестиций должен превысить 500 миллиардов рублей. Учитывая напряженность регионального бюджета, необходимо более эффективно использовать меры господдержки субъектов инвестиционной деятельности.
Качество и комфортность инвестиционной среды, в которой работает местный бизнес – это одновременно и стратегическая задача, и важный критерий эффективности работы всех уровней власти.
Мы планируем продолжить привлечение федеральных средств на софинансирование проектов развития малого и среднего предпринимательства, а также создание инфраструктуры его поддержки. План 2015 года – не менее 612 миллионов рублей. Кроме того, будем использовать зарекомендовавшие себя возвратные инструменты поддержки, содействовать повышению доступности кредитных ресурсов, развивать практику софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Шестое: развитие выставочной деятельности как инструмент выгодного позиционирования региона, повышения инвестиционной привлекательности Свердловской области.
Мы будем и впредь развивать выставочный центр «Екатеринбург-ЭКСПО», совершенствовать инфраструктуру Нижнетагильского института испытания металлов, где в 2015 году пройдет 10-я юбилейная Международная выставка вооружения, военной техники и боеприпасов.
В 2015 году главной темой «ИННОПРОМа» станет «Производственная эффективность». Впервые стратегическим партнёром выставки выступит Китайская Народная Республика, что означает новое качество главной промышленной выставки страны, выход уральской промышленности и науки на новые горизонты, новых партнеров, новые рынки сбыта.
Говоря о рынках сбыта, обращаю внимание на необходимость ориентации нашего промышленного комплекса на российский и региональный рынки, укрепление промышленной кооперации в рамках Уральского федерального округа.
Особую актуальность имеет установление и развитие всесторонних связей с новыми субъектами Российской Федерации – республикой Крым и городом федерального значения Севастополь.
Другим приоритетным направлением для развития международного сотрудничества являются страны, входящие в Таможенный союз, а также страны ШОС и весь регион Юго-Восточной Азии. Хотя, конечно, мы не закрываем двери для наших партнеров из Евросоюза, для сотрудничества, которое приносит пользу жителям области.
Конечно, огромный потенциал имеет сближение с Китаем, тем более что сегодня эта страна является стратегическим партнером России, а для нашего региона – это еще и дополнительные возможности по оживлению ситуации в металлургическом комплексе. Я имею в виду в первую очередь строительство газопровода «Сила Сибири», для которого потребуется наша труба.
Уважаемые коллеги!
Важнейшей задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов. Для каждой социальной отрасли должны быть установлены чёткие критерии эффективности, бюджетные расходы должны быть обоснованы достижением конкретного результата.
Так, в здравоохранении основной задачей будет рост продолжительности жизни уральцев, повышение доступности и качества медицинской помощи, развитие системы профилактики заболеваний, формирование приоритетов здорового образа жизни.
Для развития системы здравоохранения большое значение имеет деятельность Уральского фармацевтического кластера, выпускающего сегодня десятки наименований лекарственной продукции нашего, уральского производства, начало работы госпиталя восстановительных инновационных технологий в Нижнем Тагиле, созданного на основе государственно-частного партнерства.
В социальной политике главная задача – повышение адресности и эффективности социальной помощи, поддержка института семьи и детства.
В системе образования одна из ключевых задач предстоящего периода – ликвидация очередей в детские сады. К 2016 году мы должны обеспечить 100-процентную доступность дошкольного образования для детей 3-7 лет. Сделали мы немало, остался последний шаг. Планы сверстаны, земельные участки определены, финансовые средства предусмотрены.
Одновременно с этим необходимо развивать сеть общего образования. В этом году более трехсот семидесяти школ в Свердловской области работают в две смены. Надо поэтапно переводить школы на работу в одну смену. Кроме того, школы должны быть доступны для детей с различными возможностями и потребностями.
Система образования должна принять самое активное участие в реализации программы «Уральская инженерная школа». Если мы не займемся этим сейчас, мы потеряем наши конкурентные преимущества. Это поддержка детского технического творчества, ранняя профориентация школьников, оснащение кабинетов физики, химии, информатики современным оборудованием, дополнительное стимулирование преподавателей естественно-научных дисциплин. Другими словами, мы должны сделать то, от чего уходили последние 20 лет.
На своем выпускном каждый школьник должен знать куда и зачем он идет дальше. Сейчас большинство выпускников не профориентированы, не разбираются в своих талантах. Наша задача раскрыть талант ребенка и не обязательно в техническом творчестве. Чтобы к 10 – 11 классам он знал, какую пользу принесет себе, семье, региону.
В сфере физической культуры и спорта главная задача бюджетной политики – обеспечить рост количества населения, занимающегося спортом, поддержать развитие детского спорта, повысить доступность спортивных учреждений для всех жителей области. Хочу отметить, что в 2014 году мы стали строить придомовые стадионы и спортивные дворовые площадки. Эта идея оказалась оправданной.
В 2015 году дальнейшее развитие должна получить сфера культуры. На федеральном уровне развитию отечественной культуры, как важнейшей составляющей интеллектуального и гуманитарного процесса, уделяется большое внимание: в развитие Года культуры предстоящий 2015 год объявлен в соответствии с Указом Президента Годом литературы. Мы уже подготовили перечень мероприятий, совместно с Союзом писателей.
Считаю, что Год литературы должен стать для Свердловской области, как одного из самых продвинутых литературных регионов страны, годом интеллектуального и культурного роста, годом заметных подвижек в культурной сфере. Наша с вами общая задача, уважаемые коллеги, формировать среду, в которой образованность, начитанность, патриотический настрой, знание литературной классики и современной литературы станут повседневной реальностью и правилом хорошего тона.
Важнейшими показателями качества жизни людей являются доступность жилья, состояние жилищно-коммунальной сферы, качество и доступность государственных услуг.
Считаю необходимым наращивать объемы строительства, в том числе, арендного жилья, внедрять в жилищное строительство современные ресурсосберегающие технологии. Наша задача – к 2016 году увеличить объем ввода жилья до 2 миллионов 160 тысяч квадратных метров.
К приоритетным направлениям региональной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства относится повышение качества жилищно-коммунальных услуг и эффективности управления отраслью, рост её инвестиционной привлекательности, обеспечение общественного контроля деятельности управляющих компаний, реализация долгосрочной программы капитального ремонта жилых помещений.
В предстоящий период, то есть до 1 сентября 2017 года, мы должны переселить из аварийного жилья почти 16 тысяч жителей области, снести свыше одной тысячи домов, признанных аварийными и негодными для проживания.
Ближайшие три года в сфере дорожного хозяйства и обеспечения транспортными услугами следует добиться повышения качества выполняемых работ и оказываемых услуг. Особое значение будет иметь блок мероприятий, связанных с подготовкой к проведению в Екатеринбурге матчей Чемпионата мира по футболу. Это будет большая и разноплановая работа, направленная на улучшение городской логистики, городской среды, дальнейшее развитие аэропорта «Кольцово».
Немало задач предстоит решить и в плане совершенствования государственного и муниципального управления.
Сегодня лишь треть населения области, 30,5 процента жителей, имеют возможность обращаться в подразделения Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. До конца 2015 года количество филиалов МФЦ должно вырасти почти в два раза, с 43 до 82, количество «окон», действующих в муниципальных образованиях – более чем в два раза, с 361 до 861.
Уважаемые коллеги!
Для решения тех задач, которые стоят сегодня перед реальным сектором экономики и социальной сферой региона, необходима устойчивая, сбалансированная финансовая база.
Для роста доходов консолидированного бюджета Свердловской области в ближайшей перспективе необходимо добиться снижения недоимки, особенно по налогам, уплачиваемым физическими лицами, провести полную инвентаризацию налоговых преференций по региональным и местным налогам, активизировать работу по выявлению свободного имущества и земельных участков, которые могут быть предоставлены субъектам инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Сегодня долговая нагрузка Свердловской области находится в пределах, установленных законодательством. Ситуация с госдолгом Свердловской области абсолютно рабочая и прогнозируемая.
Главное, что мы «конвертируем» внешние заимствования в повышение качества жизни уральцев, развитие инфраструктуры региона. В то же время, пользуясь этим механизмом, мы не снимаем задачу оптимизации расходов, повышения эффективности бюджетных инвестиций.
Чтобы решить эти задачи, надо повышать качество бюджетного процесса на всех уровнях. В том числе, на уровне муниципалитетов.
Мы будем поддерживать экономическую и социальную стабильность муниципальных образований. Межбюджетные трансферты местным бюджетам будут сохранены, все взятые областью обязательства перед муниципалитетами выполнены.
Сегодня уже приняты региональные комплексные программы по развитию города Нижний Тагил, городского округа Краснотурьинск, городского округа Верхняя Пышма. Принята к реализации Программа комплексного развития северных территорий Свердловской области на период до 2020 года. В текущем году планируется принять комплексные программы по развитию муниципальных образований Верхняя Салда и Среднеуральск. Эта практика будет продолжена.
Также будет продолжена работа по реализации плана, предусмотренного программой «Столица». Основной объем капитальных вложений планируется направить на строительство и реконструкцию автомобильных дорог и инженерных сооружений, улучшение экологии, повышение уровня безопасности в Екатеринбурге.
В центре внимания, безусловно, остаются моногорода, развитие которых является одним из приоритетов государственной политики.
Уважаемые коллеги!
Чтобы добиться успеха во всех этих важнейших начинаниях, сегодня нам, как никогда, необходима консолидация усилий всего общества, всех ветвей власти, депутатского корпуса, политических партий, общественности, бизнес-сообщества.
Мы должны укрепить межнациональный, межконфессиональный мир и гражданское согласие на территории региона, вести продуманную, выверенную политику, направленную на укрепление единства российской нации, этнокультурное развитие всех народов, проживающих в Свердловской области.
Мы были едины в вопросе поддержки братского народа Украины. В трудную минуту Свердловская область и уральцы пришли на помощь гражданам Украины, вынужденным покинуть свои дома. Мы предоставили украинским переселенцам не только временное пристанище, но и возможность получить работу, устроить детей в детский сад, в школу, обустроиться на новом месте. Помощь украинцам, действительно, была оказана всем миром, и это ещё более укрепило репутацию Свердловской области как территории, где главенствуют национальный мир, гражданское согласие и единение.
Свердловская область была и остаётся Опорным краем державы. Наша с вами общая задача – укреплять эти позиции, формируя новые точки роста, содействуя глубокой модернизации промышленного комплекса региона, его инновационному и технологическому росту, достижению нашей главной цели – повышению качества жизни уральцев.

Благодарю за внимание!