Раздел Интернет
18 сентября 2007, 15:01

Электронные авиабилеты пойдут на взлет в течение месяца

В понедельник в Большом зале здания РИА «Новости» в Москве прошла пресс-конференция «Оплата электронных билетов: российская специфика, риски и перспективы».
Конференция была организована компанией ChronoPay по случаю состоявшегося двумя днями ранее запуска проекта E-Avia — универсальной платежной платформы для бронирования авиабилетов в режиме онлайн.

Как ни странно, проблемы такой важной для страны отрасли, как пассажирские авиаперевозки, весьма редко получают должное освещение в наших СМИ. Одна из таких проблем — это насущная необходимость как можно скорее, практически немедленно, ввести удобный и эффективный механизм покупки/продажи электронных билетов. В этом вопросе мы «позади планеты всей», как отметил на пресс-конференции вице-президент компании ChronoPay и руководитель проекта E-Avia Игорь Зворыкин.

ChronoPay — отлично зарекомендовавший себя на международном рынке поставщик платформ для электронной коммерции, применяющихся практически во всех отраслях и сферах бизнеса: от розничной торговли до путешествий. Имея главный офис в Амстердаме, с момента своего основания в 2003 году компания открыла дополнительные офисы в Испании, Латвии и, в 2005 году, в России. Момент для выхода на наш рынок был выбран очень удачный, в результате чего компания успешно реализовала свой потенциал, опирающийся на опыт работы, команду высококлассных специалистов и обширный набор лицензий и сертификатов безопасности, сравнимого с которым до сих пор не имеет ни одна из отечественных фирм того же профиля.

В 2008 году по решению IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) российские авиаперевозчики фактически обязаны полностью перейти на электронные билеты. В последние годы темпы развития этого передового направления ведения бизнеса везде в мире весьма впечатляют. Везде, кроме России и СНГ. Даже в Африке уже более 50% местных авиакомпаний пользуются схемой «электронный билет-электронный платеж». В то время как в России по такой схеме продаются считанные проценты мест в салонах самолетов.

Главная проблема, по словам Игоря Зворыкина, заключалась в отсутствии готового механизма получения платежей через интернет, защищенного от мошенничества и достаточно удобного с точки зрения поддержки распространенных электронных платежных систем и банковских карт. Ряд нюансов правового характера, не позволяющих нашим авиакомпаниям напрямую работать с зарубежными банками, а также сложность организации силами самой авиакомпании взаимодействия между всеми звеньями, участвующими в процессе покупки билета через Сеть, и привели к созданию принципиально нового комплексного решения E-Avia, которое легко может внедрить любой российский авиаперевозчик. По мнению президента Российского Союза туриндустрии Сергея Шпилько, эта платформа станет первой ступенькой к освоению электронных средств оплаты и в сопутствующих областях, например, в страховании и отельном бизнесе.

Несмотря на «стрелочное безумие», творившееся на продемонстрированной журналистам схеме-презентации и обозначавшее связи между звеньями цепи заказ-получение билета клиентом, принцип действия системы на самом деле достаточно прост и отлажен. Программный движок сайта связывается с глобальной системой бронирования билетов и выясняет наличие мест на требуемый рейс, после чего показывает варианты выбора. Выбрав нужный ему вариант, клиент вводит свои платежные данные, которые отправляются в систему E-Avia, где проходят тщательную проверку на предмет ошибок и мошенничества. В случае положительных результатов данные клиента направляются в банк-эквайер, выполняющий роль посредника между платежными системами и остальной системой. Он, в свою очередь, выясняет платежеспособность клиента у банка-эмитента, в котором тот держит свои деньги. Если все в порядке, веб-движок сообщает клиенту об успешном бронировании билета, после чего он может спокойно регистрироваться на рейс в аэропорту. После регистрации стоимость билета передается банком-эмитентом банку-эквайеру, и дальше на расчетный счет авиакомпании.

Система E-Avia является узкоотраслевым решением, специально созданным в соответствии с нуждами именно российских авиакомпаний и тур-индустрии. Однако возможность гибкой настройки параметров системы под конкретного заказчика, работа через сумасшедшее количество защитных механизмов, соответствие самым строгим международным требованиям безопасности и собственный центр поддержки пользователей — все это поднимает ее на высокий мировой уровень, который наконец-то станет доступен и нашим гражданам. Кроме того, интересным «побочным эффектом» выделения всей системы бронирования билетов в отдельный проект из ведения ИТ-департаментов каждого конкретного перевозчика, должно стать ее впечатляющее быстродействие — с момента отправки данных покупателя через веб-форму на сайте до получения (или не получения) им билета должно проходить всего около 8 секунд. Тогда как даже у такого гиганта, как Lufthansa, на это уходит порядка четверти часа.

Генеральный директор ChronoPay Павел Врублевский выразил готовность сотрудничать со всеми авиакомпаниями, которые захотят внедрить у себя на сайтах систему E-Avia. По его словам, в течение ближайшего месяца одна из десяти крупнейших российских компаний уже запустит ее в действие. Работа еще с двумя находится в предфинальной стадии. Также будет налажено партнерство со всеми имеющимися в стране банками-эквайерами.

Большие планы ChronoPay относительно сотрудничества с системами электронной коммерции WebMoney и Яндекс.Деньги были подкреплены заявлениями о том, что один из основных их недостатков — невозможность вернуть совершенный платеж — вполне устраним. Помощи в работе с посольствами, которые при получении визы часто требуют показать билет (а в случае электронного билета показывать им будет нечего), Врублевский ожидает от Союза туриндустрии.

Подытоживая ответ на вопрос о конкурентах Игорь Зворыкин сказал, что компания их не боится. Тем более, что прямых конкурентов, предлагающих такие же полные выделенные решения на данный момент у них просто нет.

Инвестором и соучредителем в проекте выступает группа «Амфора», которую вдохновила его близость к реальному сектору экономики и хорошие перспективы.

Что ж, остается только дождаться первых реальных результатов работы E-Avia в России. Быть может обещанное нам счастье мгновенного бронирования билетов на самолет любым удобным для нас способом на самом деле возможно. По крайней мере в это очень хочется верить.