Раздел Интернет
2 июля 2009, 10:56

Правительственные сайты оказались бесполезными

На сайтах российских министерств и ведомств мало полезной информации, а получить электронную услугу практически невозможно, свидетельствуют данные независимого исследования.
Гражданам России нелегко получить пользу от деятельности «электронного правительства», сделан вывод в докладе ассоциации менеджеров «Электронное государство: насколько информативны и полезны для общественности интернет-сайты федеральных органов исполнительной власти».

Исследование проводилось в марте — апреле 2009 г. Авторы анализировали содержание сайтов, доступных на официальном сайте «Федеральные органы исполнительной власти». Был также изучен вопрос, насколько их информация отвечает общественным нуждам, определенным по пожеланиям экспертов и списку из 20 госуслуг, принятых за базовые в странах ЕС.

Посетители ведомственных сайтов могут рассчитывать в основном на общую информацию — о структуре министерства и законодательных основах его деятельности, отмечают авторы. Реже — на отчеты о работе или интерактивную связь. А вот госуслуг в сети практически не оказывают. Например, на сайте Минздравсоцразвития можно найти отчет о работе, но нет перечня организаций, оказывающих льготные услуги населению, или инструкций, как оформить льготы.

На сайте Минприроды есть отчет, но нет оперативных данных экологического мониторинга.

Минфин не делится данными об общественном совете ведомства и о составе рабочих и экспертных групп.

На сайте МВД не помогут подать заявление в местный отдел милиции или поменять загранпаспорт.

На общем фоне выделяется сайт ФНС: можно подать электронную декларацию о доходах, хотя регистрация через сайт юрлиц и предпринимателей недоступна.

Самый бедный — сайт Минэнерго: только порядок определения тарифов.

Наименее охотно федеральные органы исполнительной власти раскрывают в интернете информацию, связанную с их непосредственной деятельностью. Чиновники не готовы к общественному контролю, заключают эксперты, а при таком состоянии дел переход госаппарата в электронное пространство к 2010 г., как это предусмотрено концепцией формирования в России электронного правительства, выглядит проблематично.

Чиновники обещают наполнить сайты услугами позднее. Электронное правительство — часть административной реформы, поэтому сначала нужно привести в порядок процедуры предоставления госуслуг, объясняет замдиректора департамента Минэкономразвития (отвечает за проект) Максим Паршин. Но движение в этом направлении есть, говорит он: несколько дней назад подписано постановление правительства, определившее приоритеты, — перечень из 46 услуг, которые станут доступны в сети к 2011 г. В ближайшее время может быть утвержден план перевода этих услуг в электронную форму. Сейчас предоставление электронных услуг невозможно по закону, подчеркивает Паршин.

Сайт Минздравсоцразвития полностью соответствует предъявленным правительством требованиям, уверена помощник министра здравоохранения Софья Малявина. Открыт интерактивный раздел с возможностью обратной связи. До конца года появится интерактивная справочная система — можно будет не только получить информацию, например о льготах, но и рассчитать сумму, введя свою информацию.

Начальник управления информации и общественных связей МВД Валерий Грибакин говорит, что запущен в пилотную эксплуатацию правоохранительный портал России www.112.ru: министерства и правоохранительные службы создают собственную информационно-справочную систему. Часть сервисов (например, база данных похищенных паспортов) уже работают, теперь к ним будут подключать другие, например возможность зарезервировать время для постановки на учет машины, заполнить и переслать анкеты на документы, обещает Грибакин.