Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Качай и повинуйся: будущее ваших любимых мессенджеров в 10 рисунках в стиле «Футурамы»

Качай и повинуйся: будущее ваших любимых мессенджеров в 10 рисунках в стиле «Футурамы»
Фото: Сергей Логинов для 66.ru; архив 66.ru
В новогодние каникулы редакция 66.ru публикует лучшие тексты прошедшего года: самые резонансные, самые внезапные, самые интересные, самые подробные и вдумчивые, самые-самые.

Обмен мгновенными сообщениями одним из первых описал Михаил Булгаков в фельетоне 1925 года «Неунывающие бодистки». Платформой для мессенджера должен был стать телеграфный аппарат Бодо. В действительности история сервиса мгновенных сообщений началась в 1996 г. с ICQ. С тех пор в мире появились сотни мессенджеров, каждый из которых на свой лад обещает совершить революцию в способах коммуникации, и похоже, кому-то это все же удастся, причем намного раньше, чем вы думаете. Вопрос только в том, что именно это будет. Мы опросили экспертов рынка из Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга и Нью-Йорка и наметили основные направления развития мессенджеров.

Наряду с довольно специфичными приложениями, вроде Yo (позволяет слать друг другу только одно слово) или ретро-мессенджера «ТЧК» (с его помощью вы можете отправить другу настоящую, бумажную телеграмму), на рынке мессенджеров существует много сервисов, которые уже давно стали чем-то большим, чем просто платформой для отправки сообщений. Они уверенно перетягивают на себя внимание пользователей с социальных сетей, вступают в борьбу с традиционными СМИ и обещают вам удобную и эффективную коммуникацию с госструктурами и бизнесом.

Самым популярным мессенджером в мире, по версии агентства Bloomberg, по-прежнему остается китайский сервис QQ (им пользуются 843 млн человек ежемесячно). На втором месте — WhatsApp (более 800 млн человек по всему миру). На третьем — Facebook Messenger (700 млн). Всего мессенджерами пользуется 2,5 млрд из всего населения планеты. По примерным прогнозам, в 2018 г. к ним прибавится еще 1,1 млрд пользователей.

Очевидно, что существенные изменения в мире мессенджеров произойдут в ближайшем будущем, то есть в следующие пять-десять лет. Так что знайте: пока вы читаете этот футурологический обзор, Марк Цукерберг и Павел Дуров уже тестируют несколько описанных в нем вещей на своих мессенджерах.

Качай и повинуйся: будущее ваших любимых мессенджеров в 10 рисунках в стиле «Футурамы»

1. Мессенджер превратится в большой супермаркет

Люди давно научились мыслить в категории mobile first. Это стало следствием широкого распространения смартфонов и доступности мобильного интернета. Вероятнее всего, в будущем мессенджеры пойдут по пути китайского WeChat.

С его помощью уже можно не только общаться и оплачивать покупки на рынке, в магазинах, билеты на метро, автобус, самолет, коммунальные счета, вызов врача, заказать пиццу, но и найти нового друга или подругу по принципу сервиса быстрых знакомств Tinder. По статистике, только в прошлом году в новогодние праздники через WeChat прошло больше платежей, чем за тот же год через PayPal. Неудивительно, что WhatsApp, захвативший полмира, в Китае оказался просто никому не нужен.

Эксперты считают, что принцип «одного окна» — одно из самых перспективных направлений, в которых будут развиваться мессенджеры. Для этого к процессу должны подключиться крупные компании.

Василий Кузнецов, комьюнити-менеджер в Chatbots Community и AI Community:

Качай и повинуйся: будущее ваших любимых мессенджеров в 10 рисунках в стиле «Футурамы»

— Для доступа в интернет жители азиатских стран уже давно привыкли использовать именно мобильный телефон. А мессенджеры — одни из самых «нативных» и подходящих приложений для использования в смартфоне. Люди привыкли общаться именно в диалоговом режиме. Например, попросить друга об услуге или занять у родителей денег. Почему бы не делать то же самое, только с платными сервисами, компаниями и бизнесами? Все очень логично.

Трекер ФРИИ в Екатеринбурге Александр Басанов считает, что через пять-десять лет жители России тоже смогут адаптироваться к новой реальности, когда общение с друзьями, платежи и заказ пиццы происходят на одной платформе.

Александр Басанов, трекер ФРИИ в Екатеринбурге:

Качай и повинуйся: будущее ваших любимых мессенджеров в 10 рисунках в стиле «Футурамы»

— Люди долго привыкают к новым технологиям. Особенно рядовые граждане, жизнь которых мало связана с компьютером. Только недавно я видел огромную очередь: люди стояли, чтобы оплатить счета за коммуналку и пополнить баланс на телефоне. Хотя все это уже давно можно сделать через приложения того же Сбербанка… Мне кажется, что у ребят из Сбера есть все шансы создать свой мессенджер, который станет аналогом китайского WeChat. Через это приложение можно оплатить большинство сервисов. Осталось прикрутить к этому приложению чатик со стикерами, добавить возможность звонков.

Качай и повинуйся: будущее ваших любимых мессенджеров в 10 рисунках в стиле «Футурамы»

2. В мессенджере появится ваш личный «дворецкий»

Боты уже интегрированы в мессенджеры, но большинство из них пока могут решать только простые задачи, и лишь некоторые демонстрируют зачатки искусственного интеллекта. Боты Telegram, например, присылают курсы валют, прогноз погоды, ищут книги по запросам из библиотеки Национального технологического университета, составляют подборку фильмов, натаскивают по английскому языку, пересылают информацию о пробках. Другой вопрос — как часто человек прибегает к помощи ботов в обычной жизни. Ответ — не часто. Боты в России по-прежнему не очень популярны.

Василий Кузнецов:

— Основная причина, почему боты до сих пор не популярны в России, в том, что самые популярные мессенджеры в нашей стране — WhatsApp, Viber и мессенджер в VK — пока не имеют открытой платформы для разработки ботов. Хотя по слухам, скоро и они кое-что анонсируют. И тогда 2017 год будет годом чат-ботов в России, уж поверьте мне.

В прошлом году Facebook начал тестировать личного помощника для Messenger. «M» должен выполнять сложные поручения через распознавание текста. Помощник сможет покупать за вас вещи, бронировать столики в ресторанах, заказывать билеты, назначать встречи.

Рисунки: Сергей Логинов для 66.ru; архив 66.ru