Портал 66.ru продолжает исследование поведения детей в социальных сетях. В первую часть спецпроекта «Страх и ненависть онлайн» попала история 15-летней московской девочки-бота Маши (все имена подростков изменены), которая открыто троллит сетевых педофилов и выкладывает переписку с ними на страничке «ВКонтакте». В отличие от многих девочек ее возраста, которые также сталкиваются сексуальные домогательства в Сети, с грумингом (установление дружеских отношений с ребенком с целью изнасилования), Маша демонстрирует полное безразличие к агрессии и оскорбительным шуточкам то ли своих одноклассников, то ли реальных педофилов и активно делится скринами со всем миром.
Вторая история — про школьницу из Астаны Кристину. Судя по личной информации, которую она публикует на открытой стене группы «Я ненавижу своих одноклассников», девочка стала жертвой буллинга в своем классе. Теперь она постит фотографии обидчиков на стене группы, придумывает к ним оскорбительные комментарии и описывает кровавые способы мести своим одноклассникам.
«ВКонтакте» также легко можно найти группы ненависти, посвященные отдельным школьникам. Чаще всего модераторами становятся их одноклассники. Они приглашают на страницу других пользователей (это называется кибербуллинг). Некоторые скрины страниц «ВКонтакте», которые до сих пор находятся в свободном доступе, оказались настолько оскорбительными, что я не стала их публиковать, собрав весь контент по отдельной ссылке. Этот контент может быть полезен родителям, которые правда хотят знать, что делают дети, пока их нет рядом.
Типичное поведение детей и подростков в социальных сетях описала доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ и руководитель горячей линии психологической помощи «Дети онлайн» Галина Солдатова, под руководством которой проходило исследование «Дети России онлайн». Результаты, к которым пришли сотрудники Фонда развития интернета и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, оказались неутешительными.
Так, Россия, по сравнению со странами Евросоюза, входит в зону повышенного риска. Наши школьники активно пользуются интернетом, при этом возраст интернет-инициализации стремительно снижается — уже до 7–8 лет. Еще одна отличительная черта от Европы — отсутствие контроля со стороны родителей, которые весьма плохо осведомлены об опасностях в Сети. По статистике, больше всего детскую психику травмируют жестокость, агрессия, насилие в интернете (28,3%), порнография, эротика (24,6%), конфликты, оскорбления, кибербуллинг (8,6%), мат, нецензурная лексика (4,7%)… Это далеко не весь контент, который может расстроить детей. Более подробно узнать о результатах исследования вы можете на официальном сайте «Дети онлайн».
Одна из самых популярных подростковых страничек «ВКонтакте» принадлежит Алинке Мироновой. У девочки 29 тысяч подписчиков. Ее фотографии разбирают на демотиваторы, а в последнее время даже стали появляться фейковые странички Алинки (Маши, Наташи или как на самом деле зовут эту девочку?).
До сих пор не известно, ведет ли страничку сама Алинка или ее фотографии постит кто-то другой, чтобы поиздеваться над девочкой, страдающей избыточным весом. По одной из версий, на самом деле Алинка — это Влада, которая до 7 лет жила в детском доме, а затем попала в приемную семью. Ее новая сестра завела аккаунт, где стала выкладывать фотографии Влады и придумывать стебные подписи с грамматическими ошибками.
Френды Алинки, как это всегда бывает в Сети, делятся на два лагеря: одни восхищаются чувством юмора этой «феечки» и ее способностью смеяться над своими недостатками, другие посылают оскорбления ей в личку.
Алинка даже записала видео под названием «Когда тебя обидели», где решила высказаться по поводу оскорблений в свой адрес (во всяком случае эта запись хранится на ее страничке).
Галина Солдатова предлагает приравнять кибербуллинг к уголовному преступлению, за которое можно получить реальное наказание — вплоть до лишения свободы. Так, например, в Новой Зеландии недавно был принят закон, предусматривающий уголовную ответственность за буллинг, кибербуллинг и онлайн-троллинг.
— Люди, которые занимаются буллингом, — это не просто плохие люди, это преступники. Последствия буллинга иногда бывают очень тяжелыми. Это может быть не только суицид, но и психологическая травма на всю жизнь. Часто бывает так, что после того, как ребенок кончает жизнь самоубийством, выясняется, что он переписывался с кем-то в социальных сетях.
Руководитель управления образования городской администрации Екатерина Сибирцева рассказала Порталу 66.ru, что на сегодняшний день курс информационной безопасности не входит в образовательную программу ни одной школы. Но уже сейчас некоторые учителя предупреждают родителей об опасностях социальных сетей во время собраний. Правда, в основном это касается детей в возрасте от 7 до 12 лет, которые еще только начинают осваивать «ВКонтакте» и «Фейсбук».
— Я считаю, что сегодня ответственность за то, какими ресурсами пользуется ребенок, какой контент он потребляет, лежит на родителях. Точно так же, как раньше, лет 20–30 назад, родители не могли проконтролировать, кому ребенок пишет письма. Сегодня родителю очень сложно проконтролировать, что ребенок делает в интернете. Ситуация усугубляется тем, что поток информации возрос в миллионы раз. К сожалению, система образования не успевает отвечать на эти вызовы. Например, сегодня в курсе ОБЖ нет раздела «Информационная безопасность». Поэтому в первую очередь родителям нужно объяснить ребенку правила пользования соцсетями. Рассказать об опасностях и рисках, которые за ними стоят.
Другое дело, говорит Екатерина Сибирцева, прислушиваются родители к рекомендациям классных руководителей своих детей или нет.
Разговаривать со старшеклассниками о том, как вести себя в социальных сетях, чаще всего бесполезно. Они и так знают, что и как там устроено. Одиннадцатиклассница СУНЦ УрФУ Лиза Монеточка стала популярной именно благодаря интернету. Девочка выложила несколько песен на канале в YouTube и «ВКонтакте», думая, что ее творчество интересно только маме, папе да паре-тройке самых близких друзей. Сегодня на группу Монеточки подписаны более 17 тыс. человек, а ее ролики в Сети собирают по 100 тысяч просмотров.
Лиза рассказала нам, что среди ее друзей «ВКонтакте» нет ни мамы, ни папы. Социальные сети — это ее личное пространство, и она хотела бы, чтобы так оставалось и дальше.
— Я не вижу ничего плохого в том, чтобы у человека была своя личная жизнь, пространство, где нет родителей. Вот ты привыкнешь, что у тебя в друзьях есть мама, которая всегда поставит тебе сердечко, если вдруг больше никто не поставит. Но ведь это неправильно.
После того как песни Лизы стали набирать популярность, девочка создала отдельную группу «Монеточка» и изменила настройки приватности на своей личной страничке. Теперь люди, которые не входят в круг ее френдов, не могут отправлять ей личные сообщения.
— Я сделала это не потому, что боюсь, что кто-то напишет мне гадость. Просто сообщений становится слишком много. Мне кажется, что я их уже никогда не разберу… В группе у меня есть помощник Миша. Он вроде как модератор. Он блокирует пользователей, которые пишут гадости. Несколько человек уже в черном списке. Ну зачем мне их мнение? Мне кажется, от их комментариев никакой пользы. Они же не пишут, что мне нужно, к примеру, расширить гармонику, попробовать новые тональности, новые формы. Нет, они постят чернуху…
В телефоне Лизы нет мобильного интернета. У старшеклассницы обычная «говорилка» Nokia. Лиза уверяет, что выбрала эту модель сама, потому что она легкая, зарядка долго не садится, а еще на ней можно играть в судоку.
Согласно исследованию «Дети России онлайн», о существовании родительских настроек известно только 12–15% родителей. Тем временем операторы мобильной связи предлагают много разнообразных функций, позволяющих оградить детей от угроз в Сети.
Так, например, МТС уже несколько лет поддерживает работу бесплатной телефонной линии помощи Галины Солдатовой «Дети онлайн» (8–800–25–000–15) и развивает программу «Дети в интернете». В Свердловской области этот проект охватил более 100 школ.
— В МТС уже более десяти лет существует специальная программа, направленная на защиту детей от вредоносного контента в интернете. При этом мы постоянно совершенствуем технологические механизмы, позволяющие родителям оградить детей от угроз Сети: внедряем сервисы контентной фильтрации, родительского контроля, антивирусной защиты. В частности, услуги МТС «Детский пакет» и «Фиксифон» включают комплекс специализированных сервисов, которые создают в смартфоне или планшете ребенка безопасную среду: безопасный интернет, защиту от платного контента с коротких номеров, удобную связь и определение местоположения ребенка.
Подробная инструкция для родителей находится здесь.
Лиза Монеточка говорит, что в интернете ей «спокойно и хорошо»: в любой момент можно уйти в офлайн, если не знаешь, что ответить. Сделать вид, что у тебя есть дела поважнее.
— На меня общение в Сети очень повлияло. Бывает, мы стоим где-нибудь на остановке, я и мои одноклассники, а мне неловко. В интернете я легко бы отшутилась, кинула бы смайлики, картинки, музычки. Они бы сразу поняли, что я хорошая.
Лиза называет чаты в социальных сетях «облегченным вариантом общения между людьми». В реальной жизни поставить диалог на паузу и быстро придумать остроумный ответ чаще всего не получается. «Может быть, если бы не было интернета, найти общий язык с одноклассниками мне было бы проще», — говорит Лиза.
Завтра на Портале 66.ru появится третья часть спецпроекта «Страх и ненависть онлайн»: интервью с начальником управления образования администрации города Екатериной Сибирцевой, которая расскажет, как школа защищает детей от вредного контента и почему учителя не могут заставить подростков отказаться от мобильного интернета на своих смартфонах и планшетах хотя бы во время уроков.
Константин Мельницкий; 66.RU; 66.ru. Видео: artem pronin