Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Жизнь общажная. Суровый быт в логове будущих горняков

12 февраля 2014, 15:25
Жизнь общажная. Суровый быт в логове будущих горняков
Фото: Ольга Татарникова для 66.ru
В очередной серии общежитского спецпроекта — брутальный репортаж из жилых корпусов Горного университета. Клопы, тараканы, выломанные двери и уют за деньги.

После новогодних праздников мы запустили серию репортажей о студентах и их жизни в самой естественной среде — в общагах. Наша студентка-стажер уже посетила нанотехнологов с физтеха, поболтала с выпускницами института невест и узнала, насколько российские общаги круче китайских. Теперь мы заслали ее к горнякам, заранее предупредив о легендарных нравах студентов УГГУ.

Общаги Горного находятся у остановки «Большакова», недалеко от общежитий УрФУ, где я жила два года. Много раз видела эти веселые и немного пугающие сборища парней и девчонок у аллеи по пути к Зеленой Роще (это место называется «пятак»). После сессии я отправилась в самое большое здание студгородка — корпус Б.

В каникулы рядом с общагой почти никого нет, студенты разъехались по домам. Остались только самые стойкие и преданные.

После пятнадцати минут ожидания появляется студент, его я и прошу провести меня через вахту. Оказалось, председатель местного студсовета, Антон, может с легкостью выполнить мою просьбу. Пропускная система здесь необычная, чтобы попасть к себе в комнату, тебе не нужно показывать пропуск. Охранник сам выдаст его студенту, когда сверит номер комнаты, имя и фотографию.

На первом этаже никто не живет, там находится только душ. На втором — в основном сотрудники университета. По-настоящему студенческими здесь остаются только два с половиной этажа. Часть пятого занята комнатами «повышенной комфортности». Чтобы попасть туда, надо иметь отдельный пропуск.

«Повышенная комфортность» стоит около 26 000 в год вместо 6700 в обычном крыле. Как и во всех общагах, с этого года плата за койко-место увеличилась в разы. За утроенную цену университет предлагает ухоженные санузлы, стиральные машинки и диванчики.

В «зону комфорта» мне удалось только заглянуть. Разница видна сразу.

Антон живет в коридоре безо всех этих комфортностей. В общаге постоянными жильцами прописались тараканы и клопы, иногда можно увидеть и грызунов. Правда, эти неприятные сожители встречаются не в каждой комнате.

«Чтоб я так жил!» По общажным меркам у Антона очень хорошая комната. Он сам ее обустраивал и живет здесь уже пять лет.

— Не вовремя ты пришла. Во время учебы здесь постоянный кипиш, а сейчас тишина.

— Я представляла, что парни из Горного — самые брутальные и мужественные. Это так?
— По выходе из университета это, может, и так, но на первом курсе все сопливые, как и везде. Я закончил колледж и сейчас на втором курсе учусь с ребятами, которые на четыре года младше. Они еще дети. Я не знаю, что с ними будет на пятом курсе, но на первом они сидят овощами около компьютеров. Мы ходим по комнатам и все видим. Я захожу, зову на субботник, а он сидит за компьютером, играет и ему ничего не надо. И что с него взять?

— В общаге можно заработать?
— Выпускники часто продают «шпоры» и конспекты младшим. Мой сосед отдал девочке все материалы по специальности за сертификат в три тысячи. Еще можно сдавать в аренду микронаушник, но это опасно, легко в больницу попасть, если он провалится. В учебе главное — не тормозить. Затупки играют до ночи, не высыпаются и из-за этого не успевают сдавать. Шевелиться начинают, только когда петух клюнет.

«Самое важное событие — защита диплома. Выпускники гоняют на тазиках, бьют бутылки об голову, трамваи останавливают. Это знаменитые традиции Горного».

— Какая общага самая безбашенная?
— Конечно, наша «бэшка». Это испокон веков идет, еще с девяностых и нулевых, когда и с пистолетами ходили, и двери вышибали, и головы проламывали. Нам эти истории старшие курсы рассказывали. Сейчас, конечно, не так.

Студенты настолько безбашенны, что им не нужны дверцы в общем туалете. Те стоят у стены напротив и никому не мешают.

В общаге живут студенты из университета и колледжа. Антон Богдашов (на фото) в этом году получит аттестат о среднем профессиональном образовании, но толком не определился, что делать дальше.

— Планируешь работать по специальности?
— Нет.

— А для чего тогда учишься?
— Просто для корочки. Бизнесменом буду.

— И какое дело будешь продвигать?
— Информационные технологии.

— Что именно?
— Что-нибудь.

— Зачем для бизнеса диплом?
— Не нужен для бизнеса диплом.

— Зачем тогда учишься?
— Просто так. У меня тут свои перспективы. Я в КВН играю.

— Как называется команда?
— Не знаю, мы еще не придумали.

Официально курение запрещено, но как с ним бороться по факту — не знают. После ужесточения мер курилки из умывалок переместились на лестничные площадки.

На каникулы в общаге остаются в основном «старички». С одним из них я познакомилась в коридоре. Его зовут Николай, здесь он уже восемь лет, сейчас учится в аспирантуре. Просил не указывать фамилию и не записывать на диктофон. В будущем планирует стать кандидатом наук, а сейчас, посмеиваясь, рассказывает мне, как можно забавляться в общежитии.

— Мы порядочные и культурные дети, пусть мне и 26. Но и нормально похохотать любим. Самое безобидное — приклеить тапочки клеем к полу. Бывало, что приходилось воспитывать соседа по комнате. Он, например, поехал домой на выходные, а посуду за собой не убрал. И это все стоит и киснет. Вот он приезжает через пару дней в общагу, оглядывается, а посуда у него за бортом. То есть за окном на улице. Зато привычка сразу мыть посуду вырабатывается моментально.

— Ты после получения диплома тоже на тазике катался?
— Конечно. Только после такой поездочки гематомы оставались. А еще мы до хрипоты на пятаке кричали: «Я — горный инженер!».

Текст и фото: Ольга Татарникова для 66.ru