Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Жизнь общажная. Почему наши общаги лучше китайских

4 февраля 2014, 18:25
Жизнь общажная. Почему наши общаги лучше китайских
Фото: Ольга Татарникова для 66.ru
Студентки из Поднебесной — о том, почему приятно самим мыть пол, и о других радостях общажной жизни в России.

Мы продолжаем гулять по студгородкам, пытаясь найти типичного студента своего университета. Мы выяснили, что парни физтеха грезят о любви, а девочки ставят на первое место деньги. В «институте невест» познакомились с благородной девушкой, которая будет работать с олигофренами. А сегодня у нас знакомство с нетипичными жильцами.

Когда я уже собиралась покинуть общежитие педагогического университета, у вахты заметила двух девушек, которые на ломаном русском делились новостями с вахтершей Натальей. Признаюсь, сначала подумала, что это не студентки, а местный персонал. Но по содержанию разговора и по не сходящим с лиц улыбкам стало ясно: девушки здесь живут, а прямо сейчас практикуются в русском.

Девушки приехали из Китая на четыре месяца, чтобы улучшить русский язык и установить дружеские интернациональные отношения. В родном Чанчуне студентки несколько лет учили историю России, читали Пушкина и штудировали русско-китайский разговорник.

В первую очередь иностранные студенты получают новые имена. Так на первой лекции Лэ Юй (слева) стала Ниной, а Несяо Цзинь (справа) — Юлей.

Юля и Нина на все вопросы отвечают одновременно и смеются после ответа. На русском они говорят с удовольствием, хотя и с некоторыми затруднениями. Им не всегда удается правильно подбирать падежи. От девчонок просто прет доброжелательностью и жаждой общения. Пока мы добираемся до их комнаты, встречаем еще нескольких китайцев.

— Вам нравится жить в общежитии?
— Да. Здесь свободно.

— В чем свобода?
— В Китае все студенты обязаны жить в общежитии, даже местные. В кампусе нельзя самим готовить. Нет кухонь. Все студенты питаются в столовых. А прибираются работники. Здесь мы можем все делать сами.

— Чем еще отличается ваше общежитие?
— Нет горячей воды. Она (как и электричество) по расписанию. Свет полностью отключается в пол-одиннадцатого вечера. После этого времени все должны лечь спать, шуметь и мешать другим запрещено. Никуда нельзя опаздывать.

В общежитии УрГПУ китаянки живут в комнате с двумя русскими девочками. На их родине четыре человека в комнате — это роскошь. В основном ютятся разом по шесть-восемь человек. В комнатах нет шкафов, а все вещи висят на перекладинах. Тараканы — еще одна особенность китайских общежитий. Там бегают трехсантиметровые монстры.

— Здесь лучше, чем в Китае?
— Здесь мы как семья. В Китае такого нет. Мы там живем как в армии. Очень строгие правила. Очень официально.

— Сколько нужно платить за общежитие в Китае?
— 5 000 рублей в месяц.

Когда мы зашли в комнату, познакомились с соседкой Нины и Юли. Наташа — первокурсница филологического факультета. Она подробнее рассказала про жизнь девочек в Екатеринбурге.

«Жить с ними проще, чем с русскими девочками. Ни споров, ни раздражения».

— Они очень привыкли к дисциплине в Китае. Первое время вставали в шесть утра и ходили в темноте. То есть они стеснялись даже включить свет, когда кто-то спит. Жалоб от них не слышно. Никогда чужое не тронут. Как-то я поехала на выходные домой, в Байкалово, и случайно забыла молоко в холодильник убрать. Они к нему не прикоснулись, так и прокисло на столе.

— Чем девчонки занимаются в Екатеринбурге?
— Ходят на экскурсии, на практикумы по русскому языку, по страноведению. Учатся именно бытовому языку. А то приехали, зная некоторые классические произведения, и, естественно, говорить о бытовых вопросах не могут. Еще их учат языку для гидов, чтобы водить русскоязычных туристов на экскурсии.

— Девочки, вам хочется домой?
Юля и Нина непонимающе переглядываются.

— В Китай хотите? В Китай обратно? Наташа умело перефразирует вопрос, чтобы девочкам было проще меня понять. Девчонки переглядываются и отвечают:
— Нет.

— Почему?
— Здесь друзья. Здесь деятельности много. Комнаты красивые.

Наташа добавляет:
— Они говорят, что у нас обстановка лучше. Юля хочет в Россию переехать после учебы и работать переводчиком. Нина еще сомневается.

К нам стучится еще один китайский студент. Лиу Пай (или по-русски Леня) заходит, здоровается, садится рядом с девочками, а потом сразу же уходит. «До свидания», — и постоянно улыбается.

Студентов погружают в культуру через экскурсии по музеям и театрам. В кинотеатры китайцы ходят в основном на комедии, чтобы был понятен смысл происходящего. В молодежную среду ребята входят и через социальные сети. По приезде все завели аккаунты «ВКонтакте». Там они публикуют селфи в самых популярных местах Екатеринбурга.

В Сети китайцы подписываются на сообщества «Русская классика» и «Русская живопись».

Как я узнала позже, перед самым Новым годом студенты уехали к себе на родину. Несмотря на зачетную неделю, в последний день им устроили праздничные посиделки. За один семестр они нашли друзей, с которыми до сих пор поддерживают контакт. В Китае они свободно заходят на свои страницы и публикуют на стенах новогодние открытки.

«Буду скучать по вам навсегда!!!» — Леня благодарит общажных друзей за прощальный сюрприз.

После того как Нина и Юля уедут, к Наташе подселят новых китайских студенток. Она даже рада, что ей опять придется жить с иностранцами. Знает, чем помочь новеньким в первое время и как найти общий, русско-китайский, язык.

Текст и фото: Ольга Татарникова