24 августа 2012, 14:30

Пилот «Авиа-Зов»: «Ан-2 потерпел аварию из-за пассажиров»

Шамиль Исмагилов, приехавший в Свердловскую область по приглашению компании «Авиа-Зов» для мониторинга лесных пожаров, а теперь принимающий активное участие в поисках пропавшего «кукурузника», рассказал свою версию того, что могло стать причиной аварии Ан-2.

Пилот Шамиль Исмагилов, прибывший в Серов и Сосьву для проверки леса в пожароопасный период по приглашению компании «Авиа-Зов», рассказал о том, как проходят поиски пропавшего самолета Ан-2, сообщает серовское издание «Глобус». Напомним, что самолет вылетел 11 июня. На его борту были 13 человек, в том числе глава серовской ГИБДД. Поиски «кукурузника» до сих пор не принесли результатов.

Пилот предположил, что могло стать причиной аварии. Одна из них — все пассажиры самолета могли оказаться в хвосте.

Шамиль Исмагилов, пилот:

— Если кто-то позвал и все туда побежали смотреть, то самолет мог упасть на хвост. При такой предельно допустимой загрузке — 13 человек и запас топлива — задняя центровка уже была нарушена. Хватит даже одного человека, подошедшего к этому заднему окну, чтобы центровка нарушилась. Или другой вариант: если были не привязаны, фотографировали стоя, то могли упасть при маневрах Кашапова.

Напомним, что ранее у следствия было пять версий ЧП с Ан-2. Из них три — насильственный захват воздушного судна, крушение в результате метеорологических условий и то, что самолет был сбит вооруженными силами РФ, — не подтвердились. Остались две «ключевые версии»: крушение судна из-за технических неполадок и ошибка пилота. Известно, что до вылета самолет был исправен, а его ресурс не был выработан.

По словам пилота, в день рокового вылета на аэродроме также находилась Валентина Соболева, которая и рассказала про то, что перед вылетом пассажиры жарили шашлык. По словам Соболевой, ее тоже звали прокатиться, но она отказалась. А когда самолет улетел, отправилась домой. Юрия Соболева, как рассказала Валентина, они позвали в самолет, чтобы он показал, где есть красивые места.

Не дождавшись самолета, Валерий и авиатехник позвонили Золину, второму пилоту Ан-2. Тот велел жечь костры, чтобы обозначить для Кашапова место посадки, и сразу выехал из Магнитки, где был, в Серов. Всю ночь они на площадке жгли костры. Утром сообщили в полицию.

Шамиль Исмагилов, пилот:

— 12 числа меня вызвали искать Ан-2. Я в Сосьве был. Золин мне позвонил, и мы уже после обеда вылетели на поиск. Я тоже летал на АН-2, на 02245-м. Мы по очереди с Золиным летали (весь день ведь нельзя летать). Первые дни вообще с 7 утра до полдвенадцатого ночи летали. Потом некоторые говорили: «А мы видели ночью самолет!». В Ивделе, например, говорили. А это я летал. Летал там, где скажут. Говорили: «А вот там!» — и мы летели туда.

Про Кашапова он рассказал, что тот любил летать на низкой высоте. «Может, и в этот раз решил показать свое искусство, и это могло стать причиной падения. Маневры такие опасны. Пассажиры же могли не привязанными быть и на хвост упасть. 10 июня, когда летал над водой, он учитывал это, а 11 мог и не учесть. Нашли этих людей — кто летал. И 11июня летали (уже другие). Может, и раньше кто летал, но это замяли», — рассказал Исмагилов.

Пилот также не исключил, что Кашапов совершил несанкционированный вылет, чтобы подзаработать, так как до этого в течение 10 суток сидел без работы. «Последний раз официально 2 июня летали, и все. А если не летаешь, то зарплату начисляют, но она в 3–4 раза меньше, чем за полеты», — пояснил Исмагилов.

Напомним, что 11 июня из аэропорта Серова вылетел самолет Ан-2, в котором было 13 человек. По данным СМИ, на борту находился начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков и его подчиненные. Предположительно, они заплатили за несанкционированный вылет командиру судна, 50-летнему Хатипу Кашапову.

По факту исчезновения самолета Уральским следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух лиц). Компания «Авиа-Зов», в распоряжении которой находился пропавший Ан-2, несмотря на потерю лицензии вскоре продолжит работу под новым названием.

На авиационную составляющую поиска было потрачено более 30 миллионов рублей.