Обнаружена мумия гадрозавра

4 декабря 2007, 09:48
Группа британских и американских исследователей представила журналистам предварительные результаты исследования мумифицировавшегося скелета гадрозавра
Скелет характерен тем, что на нем удивительным образом сохранилась значительная часть кожи, сообщает National Geographic.

Останки гадрозавра (утконосого динозавра - крупного ящера, передвигавшегося на двух ногах) обнаружил в 1999 году в Северной Дакоте Тайлер Лайсон (ныне аспирант-геолог Йельского университета). Ящер, получивший прозвище "Дакота" не просто хорошо сохранился, а мумифицировался: часть костей по-прежнему обтянута неповрежденной кожей.

Как правило, скелеты ископаемых животных редко доходят до нас в целом виде: их повреждают хищники, стервятники, погодные условие, неблагоприятные почвы. Бактерии обычно уничтожают кожу до того, как она минерализуется. Однако "Дакота" избежал всех этих опасностей и умудрился просуществовать почти неповрежденным примерно 67 миллионов лет.

10-тонные останки ящера были целиком отправлены на компьютерную томографию. NASA и "Боинг" предоставили ученым доступ к огромному сканеру, использующемуся обычно для авиационного и аэрокосмического оборудования. Полученные снимки показали, что масса хвоста, ног и задней части гадрозавра, скорее всего, была на 25 процентов больше, чем предполагалось. Это означает, что ноги 12-метрового и 35-тонного гиганта были мощнее, чем считалось ранее.

Компьютерные модели показывают, что "Дакота" мог развивать скорость до 45 километров в час - гораздо больше, чем знаменитый тираннозавр (32 километра в час). С эволюционной точки зрения это вполне закономерно, отмечают исследователи: тираннозавры предположительно охотились в том числе и на гадрозавров, логично, что жертвы научились бегать быстрее хищников. С другой стороны, существующие модели могут давать ошибку в оценке скорости до 50 процентов, признаются ученые, так что полностью на эти данные полагаться нельзя.

Исследование кожи, которое пока еще не закончено, может позволить уточнить, как возникли и развивались гадрозавры. Ученые также надеются найти на скелете образцы неминерализовавшейся мягкой ткани, которые могут содержать белок.