25 января 2008, 12:22

Найдены самые древние картины, написанные маслом

Самые древние в мире картины, написанные масляными красками, обнаружили японские археологи в буддийском комплексе Бамиан в Афганистане.
Бамиан в 2001 году был частично взорван фанатичными приверженцами фундаменталистского движения "Талибан".

Находка относится ко второй половине 7 века н.э., сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в Токийском институте исследования культурных ценностей.

Пещерный буддийский монастырь Бамиан был создан в северо-восточной части Афганистана ориентировочно в 4-7 веках н.э. В марте 2001 года по указанию лидера талибов муллы Омара там были взорваны динамитом, расстреляны из танков и ракетных установок две высеченные в скале уникальные статуи Будды высотой 53 и 37 метров. Их уничтожили, как "идолов, оскорбляющих ислам", хотя ООН и правительства многих стран призывали к сохранению этих сокровищ древнего искусства. Одновременно был нанесен непоправимый ущерб всему комплексу Бамиан, где, по оценке археологов, сохранилось не более 20 проц росписей и фресок. Сейчас там активно работают японские археологи, в том числе из Токийского института исследования культурных ценностей. Они уделяют особо внимание изучению многочисленных искусственных и естественных пещер, где сохранились уникальные росписи.

К настоящему времени проведена радиоактивная оценка возраста памятников живописи из 50 пещер. Среди них, как сообщается, обнаружено 12 настенных картин, написанных масляными красками с конца 7 по 10 век н.э. В Западной Европе масляная живопись известна с 10 века, однако в широкое употребление она стала входить с конца 14 века. Есть письменные свидетельства того, что масляные краски употреблялись в Древнем Египте и Древнем Риме, однако памятников такого рода не сохранилось.

Анализируя находки в Бамиане, японские эксперты отмечают неожиданно высокое мастерство древних афганских живописцев. По мнению археологов, это свидетельствует о том, что где-то в буддийских общинах Индии или Ирана к тому времени, возможно, уже существовали развитые центры подготовки художников, писавших маслом.