Трансгенные куры спасут мир от гриппа

14 января 2011, 13:48
Ученые вывели генетическую линию кур, способных предотвратить распространение птичьего гриппа.

Авторы разработки признают, что для подтверждения безопасности трансгенных кур для человека потребуется еще несколько лет исследований, а потому в настоящее время эта работа не является руководством к действию для продовольственных компаний и маленьких фермерских хозяйств, сообщает РИА Новости со ссылкой на журнал Science. Тем не менее, она служит примером того, как можно бороться с распространением вируса, который, по признанию многих экспертов, в результате дальнейшей эволюции может обрести способность передаваться от человека к человеку.

Группа ученых во главе с профессором Хэлен Сэнг из Эдинбургского университета в Великобритании внедрила в клетки зародышей кур с помощью безвредного вируса специальный набор РНК молекул, способных вступать во взаимодействие с одним из ферментов вируса H5N1 — так называемого птичьего гриппа. Блокируя в результате этого взаимодействия работу фермента, набор РНК предотвращает его размножение в организме животного.

В ходе дальнейших исследований ученые показали, что этот набор молекул может встраиваться в особые клетки организма животных, благодаря чему РНК-инструкция по борьбе с H5N1 распространяется практически по всем клеткам цыплят следующего поколения.

В своих экспериментах исследователи помещали трансгенных кур, зараженных вирусом, в одну клетку с обычными, часть из которых также была заражена, а часть оставалась здоровой. Выяснилось, что трансгенные куры быстро погибают от вируса, однако здоровые животные не заражаются даже при тесном контакте.

Доктор Лоуренс Тили, соавтор статьи:

— Введенная нами обманная для вируса РНК-инструкция имитирует важную часть генома, идентичную для всех штаммов H5N1. Вирусу будет очень сложно эволюционировать таким образом, чтобы обойти нашу «ловушку», сохранив способность к инфицированию птиц и размножению в их организме. Это совершенно новый подход, гораздо более эффективный по сравнению с вакцинами, которые не по карману малым фермерским хозяйствам развивающихся стран, где вирус особенно широко распространен. Кроме того, вакцины работают только для известных или очень похожих модификаций вируса и должны постоянно совершенствоваться.