14 января 2011, 13:48

Трансгенные куры спасут мир от гриппа

Ученые вывели генетическую линию кур, способных предотвратить распространение птичьего гриппа.

Авторы разработки признают, что для подтверждения безопасности трансгенных кур для человека потребуется еще несколько лет исследований, а потому в настоящее время эта работа не является руководством к действию для продовольственных компаний и маленьких фермерских хозяйств, сообщает РИА Новости со ссылкой на журнал Science. Тем не менее, она служит примером того, как можно бороться с распространением вируса, который, по признанию многих экспертов, в результате дальнейшей эволюции может обрести способность передаваться от человека к человеку.

Группа ученых во главе с профессором Хэлен Сэнг из Эдинбургского университета в Великобритании внедрила в клетки зародышей кур с помощью безвредного вируса специальный набор РНК молекул, способных вступать во взаимодействие с одним из ферментов вируса H5N1 — так называемого птичьего гриппа. Блокируя в результате этого взаимодействия работу фермента, набор РНК предотвращает его размножение в организме животного.

В ходе дальнейших исследований ученые показали, что этот набор молекул может встраиваться в особые клетки организма животных, благодаря чему РНК-инструкция по борьбе с H5N1 распространяется практически по всем клеткам цыплят следующего поколения.

В своих экспериментах исследователи помещали трансгенных кур, зараженных вирусом, в одну клетку с обычными, часть из которых также была заражена, а часть оставалась здоровой. Выяснилось, что трансгенные куры быстро погибают от вируса, однако здоровые животные не заражаются даже при тесном контакте.

Доктор Лоуренс Тили, соавтор статьи:

— Введенная нами обманная для вируса РНК-инструкция имитирует важную часть генома, идентичную для всех штаммов H5N1. Вирусу будет очень сложно эволюционировать таким образом, чтобы обойти нашу «ловушку», сохранив способность к инфицированию птиц и размножению в их организме. Это совершенно новый подход, гораздо более эффективный по сравнению с вакцинами, которые не по карману малым фермерским хозяйствам развивающихся стран, где вирус особенно широко распространен. Кроме того, вакцины работают только для известных или очень похожих модификаций вируса и должны постоянно совершенствоваться.