13 августа 2007, 11:16

Женщины и наука: исследования

Женщины редко достигают больших успехов в университетских занятиях математикой, физикой или техническими науками, пишет BBC.
Почему это происходит? В 2005 ректор Гарвардского университета Лэрри Саммерс (Larry Summers) вызвал бурю негодования, заявив, что причиной является недостаток интеллекта у женщин, вызванный биологическими различиями.

Профессор психологии Элен Хэйст (Helen Haste) из университета Бата (Англия), в то время работавшая в Гарварде, в ответ заявила, что высказывания типа: «женщинам нет места в лабораториях, пусть сидят дома и занимаются детьми», являются примером извечной дискриминации женщин. Об этом свидетельствует и статистика: из дюжины постдокторских объединений лишь одно допускает в свои ряды женщин.

Несмотря на прогресс общества и изменения в социальных отношениях, остается немало областей науки, которыми руководят почти исключительно мужчины. В 2005-2006 годах более половины всех британских студентов высших учебных заведений были женского пола, тогда как среди профессоров математики процент женщин составлял 3%, а среди инженеров – 2%.

Профессор Дэвид Гери (David Geary) из университета штата Миссури в США предполагает, что существует два ключевых психологических различия между полами, которые могли бы объяснять такое неравенство.

Первое различие - в пространственных способностях, то есть в способности визуализировать объекты, особенно в трех измерениях. Второе – в проявлении интереса к тому, как объект устроен и как он работает. Согласно проф. Гери, мужчины демонстрируют преимущество в этих двух пунктах, которые как раз и связаны с математикой и техникой. Возникает вопрос, врожденные это различия, или они – результат воспитания и следования традициям? По мнению проф. Гери, эти различия между мальчиками и девочками проявляются с раннего детства. Мальчики проявляют повышенный интерес к игрушечным автомобилям и механическим объектам. Также и девочки, у которых наблюдается повышенное содержание тестостерона в организме, отдают предпочтение механическим игрушкам, а не куклам.

Профессор Элен Хэйст считает иначе: «Если мы найдем субъекта, имеющего идеальные пространственные способности, существует 60-процентная вероятность, что он будет мужского пола, и 40-процентная вероятность, что он будет женщиной». Констатация принципиальных различий в восприятии мира разными полами – пережиток прошлого. Так, если раньше медицину осваивали в основном мужчины, то после 1960-х среди студентов медицинских вузов преобладают женщины. Растет и процентный состав женщин-профессоров.

Доктор Хелена Кронин (Helena Cronin), специалист по теории эволюции и сексуальным различиям в Лондонской школе экономики, утверждает, что Лэрри Саммерс и его сторонники опираются на старые статистические данные. Она говорит: «Женщины с 1920-х годов пытаются добиться социального равенства и делают в этом успехи. Но процесс эмансипации не может проходить со скоростью света». Согласно доктору Кронин, различия между мужчинами в области интеллекта выражены намного сильнее, чем среди женщин. «Это – самый существенный аспект мужских и женских интеллектуальных различий. Среди мужчин действительно больше Нобелевских лауреатов, но гораздо больше и полных глупцов». Речь Лэрри Саммерса Елена Кронин считает «позорной и ненаучной, основанной на ложной идеологии».