Для привезенных с Марса живых организмов построят карантинный блок

14 мая 2009, 19:01
Специалисты Национального научно-исследовательского совета США озаботились защитой Земли от марсиан.
В опубликованном недавно отчете они рекомендовали построить на Земле специальное хранилище для образцов породы или проб атмосферы, взятых с Марса. Выдержки из документа приводит журнал New Scientist.

По мнению составителей отчета, образцы породы или пробы марсианской атмосферы могут понадобиться ученым уже через несколько десятков лет. Спускаемые зонды и марсоходы не смогут провести все тесты, необходимые для обнаружения живых организмов или следов их деятельности.

Для обитателей Земли гипотетические марсиане могут представлять опасность. Однако оценить ее, не имея никаких сведений о марсианских живых существах, ученые не могут. Тем не менее, они указывают на то, что самокопирующиеся молекулы (наподобие земных РНК и ДНК) или содержащие их организмы могут инфицировать земные живые существа. Марсиане могут составить конкуренцию жителям Земли и нарушить равновесие земных экосистем.

Ученые полагают, что на создание специального хранилища уйдет от 7 до 10 лет. Столь длительный срок необходим, так как конструкторам необходимо продумать, какие защитные системы смогут обезопасить Землю от неизвестных организмов.

Многие специалисты сомневаются в целесообразности создания подобного хранилища, считая эти меры преждевременными. Критики указывают, что острой необходимости доставлять образцы с Марса на Землю пока нет. В любом случае, прежде чем думать о доставке, необходимо выбрать место, где отбирать пробы. А на этой уйдет еще не один десяток лет.

Совсем недавно ученые выражали обеспокоенность по диаметрально противоположному поводу. Международная команда исследователей заявила, что существующие нормы стерилизации аппаратов, отправляемых за пределы Земли, недостаточны. По мнению экспертов, в настоящее время вероятность загрязнения планет и других небесных тел земными микроорганизмами весьма велика.