22 апреля 2009, 10:50

Астрономы обнаружили самую легкую из известных экзопланет

Французские астрономы сообщили об открытии самой легкой из всех известных на сегодня планет, расположенных за пределами Солнечной системы.
Новая планета всего лишь вдвое тяжелее Земли, а вращается она вокруг звезды Gliese 581, удаленной от нас на 20,5 световых лет.

Ученые с сожалением говорят, что новая экзопланета совершенно точно необитаема, так как расположена она слишком близко к своей звезде, которая выжигает все на поверхности планеты. Обнаружить планету удалось при помощи 3,6-метрового телескопа Ла Силла, расположенного в Чили (Южная Америка).

"При том, что масса новой планеты всего в 1,9 раза превышает массу Земли, эта планета, скорее всего, обладает твердой поверхностью. Ранее вокруг звезды Gliese 581 было обнаружено три планеты, масса каждой из которых превышает массу Земли", - рассказывает Хавьер Бонфилс из обсерватории города Гренобля во Франции.

По его словам, новая планета была обнаружена тем же методом, что и все остальные - по отражению планеты от звезды, когда та проходила по прямой линии между самой звездой и планетой. Данный метод имеет ряд существенных ограничений. Он, в частности, не слишком хорошо подходит для обнаружения небольших планет. При помощи него находятся в основном так называемые горячие Юпитеры - большие планеты, расположенные сравнительно близко в своим звездам.

Новая планета в системе Gliese 581 сейчас занимает второе место и находится за орбитой планеты Gliese 581e, масса которой превышает массу Земли в 16 раз. За орбитой новой планеты расположены еще по крайней мере две планеты - Gliese 581с и Gliese 581d, которые по своей массе превышают Землю в 5 и 7 раз соответственно. Первая планета в этой системе была обнаружена в 2007 году.

Новая планета, которая привлекла внимание ученых, обращается вокруг своей звезды всего за 3,15 земных суток и находится она за пределами так называемой "обитаемой зоны", где температура достаточна для существования воды в жидком состоянии.

Что касается крупнейшей планеты этой звездной системы, то ученые полагают, что она покрыта водой, которая, однако, не испаряется с поверхности планеты из-за слишком сильного давления на поверхности Gliese 581е.

Астрономы отмечают, что при обнаружении планеты использовалась новая техника поиска планет, пригодных для жизни. В основе техники лежит световое излучение, отражаемое планетой, в зависимости от длины волны света можно определить наличие на ней тех или иных соединений, например воды или газовой атмосферы.