14 июня 2007, 18:02

Самолёт-прыгун перебросит бизнес через космос

Из одного города в другой через космос. Сколько раз нам уже обещали такие суборбитальные транспортные прыжки. Пожалуй, не меньше, чем туристические прыжки по параболе – за границу атмосферы.
Но не спешите разочаровываться. На этот раз за дело взялась одна из крупнейших на планете аэрокосмических корпораций.

Трансъевропейский аэрокосмический гигант EADS-Astrium объявил, что намерен построить собственный суборбитальный челнок для космического туризма.

"Astrium – безусловно, наибольшая космическая компания в Европе, таким образом мы очень хорошо осведомлены во всех этих делах. Мы полагаем, что наша концепция чрезвычайно безопасна, чрезвычайно удобна и эффективна в плане затрат", — заявил главный администратор EADS-Astrium Франсуа Ок (Francois Auque).

Свою концепцию компания обнародовала на специальном показе для VIP-персон в пригороде Парижа, в преддверии авиашоу в Ле Бурже (Salon International de l'Aéronautique et de l'Espace Le Bourget), которое откроется 18 июня. Вместе с компьютерными рисунками компания выставила и полномасштабный макет интерьера диковинного аппарата.

Европейский ракетоплан, внешне напоминающий так называемый бизнес-джет (небольшой реактивный самолёт на несколько "очень важных персон"), должен взлетать с обычных аэродромов, используя обычные турбореактивные двигатели.

После набора высоты в 12 километров аппарат включит ракетные движки и начнёт разгон почти по вертикали. Всего за 80 секунд он достигнет высоты в 60 километров, на которой ракетные двигатели будут заглушены. В этот момент скорость машины будет такова, что она по инерции поднимется на высоту свыше 100 километров — за официальную границу атмосферы.

Здесь пассажиры космоплана смогут отстегнуть ремни и свободно поплавать по салону. Время невесомости в таком прыжке составит от 3 до 5 минут, за наслаждение которыми клиенты должны будут выплатить 150-200 тысяч евро.

На самом верху пилот этого челнока сможет поворачивать его в нужную сторону при помощи маленьких ракетных движков, наподобие тех, что стоят в носу и хвосте шаттла, а после возвращения в атмосферу аппарат включит турбореактивные двигатели и выполнит посадку на аэродром "по-самолётному".

Всемирно-известный британский дизайнер Марк Ньюсон (Marc Newson), знакомый постоянным читателям "Мембраны" по концептуальному частному реактивному самолёту Kelvin 40, спроектировал для нового суборбитального челнока салон.

Особенно он гордится креслами (названными им "высокотехнологическими гамаками") и иллюминаторами. Они задуманы на 30% большими, чем иллюминаторы в обычном самолёте. Причём их будет 15 штук — всего на четверых пассажиров. И это не считая лобового стекла в кабине пилотов.

"Туристы смогут плавать внутри кабины и глядеть на различные открывающиеся виды — космоса, звёзд, Луны и Земли, — говорит Ньюсон. — Это будет удивительно. Вы фактически будете находиться вне атмосферы Земли; вы будете видеть Землю как сферический объект, и всё остальное вокруг вас будет черно. Миллионы людей мечтают об этом с тех пор как они были маленькими детьми".

EADS-Astrium оценивает стоимость реализации проекта в миллиард евро. В следующем году компания надеется найти финансовых и индустриальных партнёров, и если в 2008-м инженеры приступят к воплощению замысла, первые коммерческие рейсы нового челнока могли бы стартовать в 2012 году.

Напомним, в последние годы множество компаний обратились к теме суборбитальных и даже орбитальных полётов. На самых разных стадиях реализации существует несколько проектов частных космических пилотируемых аппаратов.

Из них Rocketplane XP стоит выделить особо, как проект, по замыслу и принципу работы аппарата полностью повторяющий концепцию EADS-Astrium, или, скорее наоборот, учитывая хронологию.

Однако у компании EADS-Astrium, вроде бы так поздно обратившей свой взор на перспективный рынок космического туризма, есть определённое преимущество — колоссальный опыт в постройке авиационной и космической техники.

Напомним, концерн EADS (куда входит несколько компаний) известен на весь свет своими аэробусами Airbus, вертолётами Eurocopter, ракетами-носителями Ariane, истребителями Eurofighter, оборудованием для спутников навигационной системы Galileo и многими другими продуктами. Так что для европейского гиганта не составит особого труда создать наиболее продуманный и высокотехнологичный суборбитальный челнок.

До конца нынешнего года Ньюсон и инженеры EADS намерены прийти к "финальному" дизайну аппарата, с тем, чтобы в следующем году уже приступить к проектированию его деталей и узлов.

И, конечно, компания не могла не подумать о двойном назначении разрабатываемого аппарата. Нет, речь идёт не о военной сфере. Небольшой самолёт, способный взлетать с обычного аэродрома без помощи каких-либо аппаратов-разгонщиков или ракет-ускорителей и выполнять суборбитальный прыжок, представляется специалистам идеальным транспортным средством для вечно спешащих бизнесменов.

Такая машина может значительно сократить время перелёта. А это, вероятно, заинтересует потенциальных инвесторов не меньше, чем туристические суборбитальные прыжки. С такими планами шанс на реализацию проекта возрастает. И, кто знает, может, после 2012 года некоторые бизнесмены смогут реализовывать свою мечту о космосе по нескольку раз в месяц, просто перелетая по делам из Нью-Йорка в Чикаго.