Турбулентность оказалась помощником в формировании крупных звезд

24 февраля 2009, 19:02
Ученым удалось установить, что в формировании звезд-гигантов важную роль играет турбулентность.
Об этом сообщается в пресс-релизе опубликованном на сайте Гарвард-Смитсоновского астрофизического центра. Статья ученых появится в The Astrophysical Journal, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

В рамках исследования ученые наблюдали за двумя газовыми скоплениями массами 1000 и 880 солнечных соответственно, расположенными на расстоянии 15 тысяч световых лет от Земли в созвездии Хвоста Змеи (Serpens Cauda). Все наблюдения проводились при помощи Субмиллиметрового массива телескопов (Submillimeter Array), который располагается на горе Мауна Кеа на Гавайских островах.

Согласно данным наблюдений, внутри более легкого облака находятся две протозвезды - сгустка газа, внутри которых уже начался процесс звездообразования, массами 97 и 49 солнечных. Внутри более крупного облака таких сгустков пять, и их массы лежат в пределах от 22 до 64 солнечных. Анализ спектра излучения показал, что внутри первого облака располагаются уже почти сформировавшиеся молодые звезды, а звездообразование во втором только начинается.

Согласно современным представлениям, рождение звезды происходит в результате сжатия облака газа под действием собственной гравитации. При этом теория предсказывает, что, если облако слишком большое, то внутри него происходит фрагментация на облака поменьше, каждое из которых сжимается независимо друг от друга. Это означает, что в рамках данной теории крупные звезды (масса которых выше определенной границы) могут образовываться только в результате слияния более мелких протозвезд.

В реальности фрагментации противостоят два физических процесса: излучение тепла протозвездой, в которой началась термоядерная реакция, и турбулентность потоков газового облака. Новые данные о температуре и размерах протозвезд в изучавшихся облаках указывают, что турбулентность играет гораздо более важную роль, чем тепловые потоки.

По словам исследователей, результаты наблюдений согласуются с данными компьютерного моделирования и указывают на то, что крупные звезды могут образовываться в результате сжатия материи без столкновения более мелких протозвезд.