Столкновения континентов породили разнообразие морских организмов

2 августа 2008, 12:44
Группа австралийских ученых Университета Джеймса Кука установила, что основной причиной возникновения так называемых очагов диверсификации является столкновение тектонических плит.
Новый результат опровергает предыдущие гипотезы, которые объясняли диверсификацию температурой воды. Работа опубликована в журнале Science.

Ученые изучали окаменелые останки морских корненожек – одноклеточных живых организмов с панцирем из карбоната кальция. Им удалось датировать различные изменения в ДНК этих организмов, а также вычислить их частоту. В результате было установлено, что "эволюционные всплески" происходили преимущественно в районах, где на тот период была большая тектоническая активность.

Подобную связь ученые объясняют тем, что на раннем этапе столкновения плит в этих регионах образуется разнообразная среда обитания. Там присутствуют каменистые и песчаные пляжи, мелководья и глубокие впадины. Все это способствует развитию разнообразных видов живых организмов.

До данного исследования считалось, что основным фактором, определяющим диверсификацию, является температура воды. Ученым удалось показать, что этот фактор является вторичным.

В настоящее время регионом наибольшего биологического разнообразия является так называемый Индо-Австралийский архипелаг. Однако, как установили исследователи, с 42 до 39 миллионов лет назад подобный район существовал в южной Европе и северной Африке. Около 20 миллионов лет назад на Земле было сразу два таких региона – побережье Индии и Филлипины.