Ученые обнаружили грозы в атмосфере Титана

30 июля 2008, 15:40
Грозы гремят в атмосфере самого большого спутника Сатурна - Титана, установили испанские физики из университетов Гранады и Валенсии, опираясь на данные, полученные с зонда "Гюйгенс".
Электрическая активность в атмосфере, отмечают ученые, способствует формированию предшественников жизни - органических молекул.

Результаты исследования опубликованы в журнале Icarus.

Межпланетный аппарат "Кассини-Гюйгенс" стартовал к Сатурну в октябре 1997 года. Минизонд "Гюйгенс", который до отделения находился на борту "Кассини", опустился на Титан в середине января 2005 года и передал множество данных о его атмосфере и поверхности.

Один из авторов статьи, Хуан Антонио Моренте (Juan Antonio Morente) из университета Гранады, отмечает, что Титан - уникальный мир для Солнечной системы. В частности, он обладает атмосферой, которой не имеет ни один другой спутник планеты.

"На этом спутнике формируются облака и существует конвективное движение в атмосфере, и, следовательно, присутствуют электрические поля и условия для появления гроз", - говорит Моренте, слова которого приводятся в сообщении испанской службы научной информации Plataforma SINC.

Ученый отмечает, что, согласно теории русского биохимика Александра Опарина и экспериментам американского химика Стенли Миллера, который в 1953 году синтезировал органические молекулы из неорганических с помощью электрических разрядов, электрическая активность в атмосфере "значительно увеличивает вероятность появления органических и пребиотических молекул".

Моренте указал, что для того, чтобы определить присутствие электрических полей на планетах, таких как Земля, или спутниках, таких как Титан, следует измерить частоту так называемого резонанса Шумана, возникающего, когда электромагнитные волны входят в резонанс между поверхностью и ионосферой. Согласно теории, присутствие резонанса Шумана указывает на присутствие электрических разрядов между поверхностью и атмосферой.

Электрические поля измеряются с помощью одного из приборов, установленных на зонде "Гюйгенс", первоначально предназначенного для измерения проводимости атмосферы. Однако из-за сильного ветра во время посадки, зонд переориентировался так, что появилась возможность измерить составляющие электрического поля, свидетельствующие о грозовой активности в атмосфере Титана, отмечает Моренте.

Первоначально ученым не удалось получить шумановские пики на спектрограммах, однако испанские исследователи изменили процедуру обработки данных, что позволило им обнаружить скрытый Шумановский резонанс, получив неопровержимые свидетельства присутствия естественной электрической активности в атмосфере Титана.