10 марта 2013, 09:00

Эволюция телевидения: лупа к экрану и пульт на проводе

Эволюция телевидения: лупа к экрану и пульт на проводе
Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru
Зачем бабушки накрывают телевизор салфеткой, почему советские дикторы красились зеленой помадой и как работает пульт на проводе? К очередной годовщине регулярного телевещания в России мы узнали необычные исторические подробности.

10 марта в официальной истории телевидения отмечено как начало регулярного телевещания в России. Дата знаковая, а потому я решила проследить эволюцию телевидения от легендарного КВН и до самых современных технологий, а главное — узнать, во что телевидение трансформируется в самом ближайшем будущем.

Первым делом отправляюсь в Музей радио им. А.С. Попова, что на Розы Люксембург. Без преувеличения, самый большой знаток истории телевидения в Екатеринбурге — Кошелев Борис Михайлович — работает именно тут.

— 10 марта? — встречает он меня удивленным вопросом.
— Да-да, — отвечаю, апеллируя к «Википедии» и прочим интернет-ресурсам.
— Ох, уж ваши интернеты! Чего только не напишут, — сетует Борис Михайлович. — Вообще 10 марта 1939 года передали фильм о 18 съезде ВКП (б). С тех пор подобные политические передачи стали регулярными. Но датой рождения собственно телевидения назвать это можно с натяжкой. История эта началась гораздо раньше. Пойдемте-ка я вам все покажу.

Экран — как фото на паспорт

Первые телевизоры, которые появились в России, были совершенно не похожи на те, что сегодня стоят почти в каждой квартире.

Один из первых экземпляров — телевизор марки «Б2».

Смотреть его можно было только в одиночку, заглядывая одним глазом в специальное окошко. А там — изображение на маленьком экране, 3×4 сантиметра. Звук шел через отдельный радиоприемник, так что все остальные члены семьи могли только слушать.

Это было механическое телевидение. Механическим оно называлось по принципу передачи изображения — с помощью крутящегося диска с маленькими дырочками, которые равномерно смещены по радиусу к центру. Объект освещается, диск крутится и «раскладывает» изображение на 30 строчек, с помощью фотоэлемента информация переводится в электронный импульс, который передается на расстояние.

На приемнике (в телевизоре) стоит точно такой же диск, который «складывает» сигнал обратно в картинку. Придумал этот метод немецкий изобретатель Пауль Нипков.

Особого выбора программ тогда не было. По одному-единственному каналу передавали новости, концерты, чтение стихов и пьес и даже давали сеансы гимнастики. В то время возможны были только студийные съемки, поскольку для передачи более-менее точной картинки необходима была высокая освещенность. Уже в процессе работы выяснилось, что цветопередача устроена по особым законам, хоть телевидение тогда еще и было черно-белым. Например, добиться нормального цвета тела при передаче можно, только если гримировать дикторов и гостей студии в зеленый цвет, особенно ярко прриходилось красить губы — зеленой помадой. Тогда на экране все выглядело правдоподобно, а вживую — скорее напоминало фантастический фильм про инопланетян.

Так выглядел диктор новостей на экране телевизора «Б2».

С 1935 года телевизор «Б2» поступил в массовое производство и продажу. Чтобы понять масштабы, процитирую журнал «Радиофронт»: «Текущий год будет первым годом крупносерийного выпуска телевизоров. Их в 1935 году будет выпущено 2000 штук, из них 500 штук в виде готовых изделий и 1500 — в виде полного комплекта деталей для радиолюбителей». Это на всю страну, на минуточку.

Телевизор, без ложной скромности, был предметом роскоши. Но каков был восторг первых телезрителей! Вот житель Красноярска, например, все в том же журнале «Радиофронт» пишет восторженное письмо о том, что во время телесеанса различил движения гимнаста, а в конце даже понял, мужчина это или женщина (!).

Параллельно с механическим развивалось и электронное (более привычное для нас) телевидение, которое работает с помощью кинескопов. Их появлению мы обязаны трем российским ученым — Каткову, Розингу и Зворыкину.

Первые телевизоры с использованием кинескопа и осциллографической трубки были огромными. Ящик весом около 150 кг устанавливали в Домах культуры. Жители окрестных домов собирались посмотреть телевизор несколько раз в неделю. Вход на телесеансы был платным, как в кино. Позволить себе такое удовольствие могли только жители столицы — до регионов новшество дойти не успело.

«Вы наивно полагаете, что сверху экран? Нет, это зеркало в крышке телевизора. В нем отражался экран, а в большом ящике вертикально стояла трубка», — рассказывает Борис Михайлович.

Модели индивидуальных телевизоров вскоре тоже разработали, но выпустить так и не успели. Война прервала работу над телевидением по меньшей мере на десяток лет.

Лупа к экрану и пульт на проводе

В 1949 году появился первый телевизор, который стал по-настоящему массовым — знаменитый КВН-49. Назывался он так потому, что фамилии его создателей начинались с букв К, В и Н: Кеннигсон, Варшавский и Николаевский.

Экран у телевизора КВН всего 10,5 на 14 сантиметров, в комплекте — навесные линзы, которые увеличивали изображение раза в полтора. Интересно, что линза стоила едва ли не дороже телевизора, поэтому их делали не цельными, а отливали только форму, которую заполняли глицерином или техническим спиртом.

КВН выпускали 10 лет на территории всей России. Этот телевизор с легкостью мог попасть в Книгу рекордов Гиннеса, если бы она появилась не в середине 50-х годов, а хотя бы в 1949 году, когда начали его производить. Аппарат оказался надежный: музейный экземпляр до сих пор ловит первый канал.

Второе поколение телевизоров умело ловить уже 3 канала.

«Телевизор «Старт» я сам смастерил. Для меня, обычного инженера, это было проще и дешевле, чем раздобыть дефицитный телевизор в магазине. Записывались в очередь и ждали по несколько месяцев», — рассказывает Борис Михайлович.

Следующий этап в развитии телетехники — 5 каналов. В телевизор был встроен радиоприемник, а в особо продвинутых экземплярах — еще и проигрыватель для пластинок.

Совсем шиком считался пульт дистанционного управления. Он выполнял всего лишь две команды: регулировка громкости и яркости экрана. С телевизором его связывал толстый кабель длиной 6 метров. Прогресс, что уж и говорить!

Один из первых пультов управления радиоприемником. У телевизионных пультов кнопок было всего две.

«Вот вы часто, наверное, у бабушек или в старых фильмах видите телевизоры, которые накрыты салфеточкой. Думаете: какая аккуратная хозяйка! Но дело тут не только в аккуратности или каком-то дизайне, — рассказывает наш экскурсовод. — В советские времена производители телевизоров официально рекомендовали накрывать экран чем-нибудь на день. Дело в том, что материал, из которого производили экраны, очень быстро портился от дневного света, особенно от прямых солнечных лучей».

В Ленинграде даже выпустили специальную модель телевизора со встроенной шторкой.

Инновация советской эпохи: специальная выдвижная шторка для экрана.

Далее в развитии телевидения работа шла, скорее, эволюционно: инженеры продумывали дизайн телевизора, работали над его эргономичностью, над увеличением числа принимаемых каналов. А основная научная работа сосредоточилась в области улучшения качества и передачи телесигнала.

Сперва сигнал от телевышки передавали наземным способом — через ретрансляторы. Затем освоили космос — так появилось спутниковое телевидение.

Дома обросли различными антеннами.

Затем на смену антеннам пришел кабель — появились провайдеры, которые аккумулировали у себя телесигнал различных каналов и доводили их до потребителя уже по кабелю. Сейчас все без умолку говорят о переходе на цифровое телевещание. «Я могу точно сказать, что, когда перейдем на цифру, неизмеримо вырастет качество. А уж какие сервисы придумают — и вообразить сложно», — резюмирует музейный работник.

Я не поленилась и сходила в одну из крупнейших компаний, которые сегодня проводят в дома екатеринбуржцев телевидение, и с пристрастием расспросила экспертов о том, что же будет дальше? Оказалось, буквально через пару лет телевизор сможет заменить компьютер и телефон, игры и книги. Мы сможем переключать каналы одним взмахом руки и влиять на сюжетные линии телефильмов. Подробнее об этом читайте в следующем репортаже 66.ru.

Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru